"Русские народные обряды в годовом православном круге" Урок музыки в 4 классе Как много бед прошло над Русью, А песня русская – жива!
Цели урока знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа. обобщение и расширение представления учащихся о народных праздниках и христианских православных традициях. воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни. развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения, слушания, игры на русских музыкальных инструментах.
Ты откуда, русская Зародилась, музыка? То ли в поле чистом, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – Уронили дудки. Пролетели гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну, а песня? С песней На Руси родились. Геннадий Серебряков
Обряд - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева. Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.
Честная госпожа Масленица Масленица Б.М.Кустодиев Масленица обрядовый славянский праздник, самый весёлый, или вернее – разгульный народный праздник, который дошел и до наших времен. Масленица это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущая оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
Б.М.Кустодиев. Автопортрет Кустодиев Б.М. Масленица г.
Троица – Зелёные Святки П.Суходольский. Троицын день С незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
А.Рублёв. Троица Ветхозаветная Иконописец, художник-монументалист 1360-е-1127/30
На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл желание исполнится; если тонул – не исполнится. Берёзку украшали лентами венками, ветки берёзы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Б.Кустодиев. Троицын день
П.Суходольский. Троицын день
Покров - зазимье Осенью праздновался Покров Пресвятой Богородицы праздник, установленный в память о событии, происшедшем в Константинополе в середине Х века. К городу приближалось многочисленное вражеское войско, и во время богослужения во Влахернском храме, когда весь народ молитвенно просил о Небесной помощи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вдруг увидели в воздухе над молящимися Божию Матерь, Которая распростерла Свой покров (омофор) над людьми. Люди ободрились и бросились в атаку на врага. Константинополь был спасен. Разноголосый хор молящихся обращается к Небесной Владычице: «Покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла».
На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Его отмечают с ХII века. Это первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. В народе говорят: «На Покров: до обеда осень, после обеда – зима». Именно к этому времени оканчивались все полевые работы, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки. Б.М.Кустодиев. Ярмарка г.
Рождество Христово А в середине зимы на Руси праздновали Рождество Христово, его еще называют «матерью всех праздников». Значение святой рождественской ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. Потому что Иисус Христос – Дух, родившийся во плоти на Земле, чтобы принять на себя и искупить грехи человечества. А.Рублёв. Рождество Христово. Икона. Первая половина XVв.
Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями. Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. По дворам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или обсыпали мукой и сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.
К.Трутовский. Колядки
Календарные ритуалы по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт природосообразно, т.к человек во многом зависел от природы.
-Народные песни! Какие они разные! Если в песне слышна неприкрытая грусть – Грустью, кажется, полнится воздух. Если удаль теснит молодецкую грудь – Пляшут вечер и синие звёзды. И старушка Земля всё никак не поймёт, В чём же кроется тайна России. То ли песня прекрасна, а то ли народ, Распевающий песни такие. В. Гин