Зал 7. Воплощение больших образов. В 1892 году и.и.Левитан написал вариант картины «Тихая обитель», получивший название «Вечерний звон» (Государственная Третьяковская галерея). Колорит картины интенсивный и живописно тонкий. Пронизывающее картину круговое движение, красота вечернего освещения, румянящего и золотящего плывущие по небу легкие облака и белые стены монастырских зданий, «эхо» отражений на зеркальной глади воды создают ощущение торжественного и мелодичного «звучания» картины. Кажется, что в ее пространстве, как в одном из рассказов А.П.Чехова «собрались отдыхать и люди, и природа, и лес, и солнце, отдыхать и, быть может, молиться».
Набросок и этюд к картине «У омута» год
«У омута» год. (Третьяковская галерея). Омут – сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна. Это мир русалок и леших. «У каждого в жизни был свой омут», - говорил И.И.Левитан своей спутнице. Картина – странная, задумчивая, дышащая загадкой, словно наполненная тихими шорохами.
У омута
«Владимирка» год. (Третьяковская галерея). Создание этого полотна имело для И.И.Левитана смысл гражданского поступка. Не случайно он преподнес его в дар П.М.Третьякову в собрании которого видел «колоссальное общественное значение». Создание этого полотна имело для И.И.Левитана смысл гражданского поступка. Не случайно он преподнес его в дар П.М.Третьякову в собрании которого видел «колоссальное общественное значение». Меж чернеющих над паром Плугом поднятых полей Лентой тянется дорога, изумруда зеленей. Меж чернеющих над паром Плугом поднятых полей Лентой тянется дорога, изумруда зеленей. То Владимирка, когда – то Оглашал ее и стон Бесконечного страдания То Владимирка, когда – то Оглашал ее и стон Бесконечного страдания И цепей железных звон. И цепей железных звон. В.А.Гиляровский посвятил эти стихи картине «Владимирка». В.А.Гиляровский посвятил эти стихи картине «Владимирка». Композиция пейзажа заставляет почувствовать унылую бесконечность «Владимирки». Глубокий идейный замысел воплощен с достойным живописным совершенством. Композиция пейзажа заставляет почувствовать унылую бесконечность «Владимирки». Глубокий идейный замысел воплощен с достойным живописным совершенством.
Владимирка
«Над вечным покоем» – Этюд. «Над вечным покоем» 1894 г. (Государственная Третьяковская галерея) Картина «Над вечным покоем» завершает цикл работ 1892 – 1894 г. В этом грандиозном развороте водного пространства озера и еще более величественного пространства неба с клубящимися, сталкивающимися друг с другом облаками, сочетается с утлым мысом. На котором приютилась старая церковка и бедное сельское кладбище. На этом юру их освистывают ветры; они одиноки среди необъятных просторов. Идея сопоставления человеческой жизни с величественной грандиозной стихией природы развернулась здесь со всей силой и широтой, во всей зрелости мастерства художника. Картина обладает существенными декоративно – монументальными чертами. Они сказываются в обобщении масс, в больших цветовых поверхностях. «Это почти даже не пейзаж: это картина души человеческой в образах природы», - писал В.Михеев. (22 Передвижная выставка).
Спасибо за внимание