Любовная лирика Н.А.Некрасова А.Я.Панаева – женщина редкой красоты
Стихотворения «Панаевского цикла ». Стихотворения «Панаевского цикла». …Как странно я люблю! Я счастия тебе желаю и молю, Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки, Души моей смягчает муки… Н.А.Некрасов. * Этот эпиграф к любовной лирике Николая Алексеевича Некрасова напоминает строки из стихотворения А. С. Пушкина « Я вас любил...» Но в любви двух поэтов есть существенная разница. Чувство Пушкина идеально, он так любит, что его любовь переходит в самоотречение : Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. * Лирический герой Некрасова тоже желает счастья любимой женщине, но все-таки ему хочется, чтобы и она мучилась, страдала от разлуки с ним. Как видим, любовь в стихотворениях Некрасова ближе к прозе жизни. Не случайно в одном из его стихотворений есть такие строчки: Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья.
« Панаевский цикл » У Н.А.Некрасова есть замечательный цикл стихов, посвященный любимой – «панаевский цикл». Поэт запечатлел в этих стихах историю своей сложной, радостной, а порой и мучительной любви. И даже после того, как они расстались, Некрасов всегда отмечал, что в лучшие времена их объединяла общность взглядов и взаимопонимание. Все, чем мы в жизни дорожили, Что было лучшего у нас Мы на один алтарь сложили, И этот пламень не угас.
Воспоминания современников об Авдотье Яковлевне Панаевой - Одна из самых красивых женщин в Петербурге. (В.Сологуб.) - Не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. (А.Фет) - Я был влюблен не на шутку, теперь проходит, а не знаю еще… Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя. (Ф.Достоевский) - Сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной. (Т.Грановский)
А.Я.Панаева – женщина редкой красоты Действительно, всматриваясь в портрет А.Я.Панаевой, мы видим женщину редкой красоты. Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно, Твой весёлый, насмешливый ум. Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку, уныло, Так лукаво меня ты смешишь. Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу И вперёд - в это тёмное море - Без обычного страха гляжу
Гражданская жена Некрасова А.Я.Панаева была еще и талантливым человеком, писательницей, мемуаристкой. В конце 40-х годов она окончательно «пренебреженная мужем», становится гражданской женой Некрасова. Отношения этих двух талантливых людей, этих сильных личностей отразились в стихах этого цикла. Сложность взаимоотношений влюбленных усугублялись и неоднозначным отношением окружающих к их связи, и смертью их сына в младенчестве… «Авдотья Яковлевна как бы закоченела в тоске», она не могла даже плакать. Они пожили, постоянно расходясь и сходясь десять-одиннадцать лет.
Стихи, посвященные Панаевой Мы с тобой бестолковые люди; Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово – Говори же, когда ты сердита, Всё что душу волнует и мучит. Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, То возьмём и с неё долю счастья; После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья... Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим, - Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты - Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны...
Чуковский об отношениях Некрасова с Панаевой. В свое время Чуковский посвятил исследованию отношений Некрасова с Панаевой немало времени. Он тщательно собрал воспоминания многочисленных современников, неизвестные тогда письма Некрасова и А. Панаевой и в 1926 г. Написал блестящий очерк « Панаева ». Чуковский обстоятельнейшим образом восстановил историю их любви и выписал образ Авдотьи Яковлевны со всеми её достоинствами (исключительной деятельной добротой, культурой гостеприимства, жаждой семейного счастья, верностью памяти поэта) и со всеми недостатками (мотовством, необразованностью и ограниченностью).Впрочем, достоинств было больше, чем недостатков. Когда Панаева была молодой, блистала красотой, она восхищала тех, перед кем мы сейчас преклоняемся. Чуковский с присущим ему остроумием писал: Герцен, Белинский, Достоевский, Некрасов – какие имена, какие люди! И Тургенев, и Гончаров,и Грановский, и Кавелин, и Лев Толстой – все у неё за столом, у Пяти Углов или потом у Аничкина моста, и, кажется, если бы в иной понедельник вдруг обрушился в её гостиной потолок, вся русская литература погибла бы. У нас не было бы ни «Отцов и детей», ни «Войны и мира», ни «Обрыва». ЕЕ гостиная, или, вернее, столовая – двадцать лет Была русским Олимпом, и сколько чаю выпили у нее олимпийцы, сколько скушали великолепных обедов. Сам Александр Дюма восхищался её простоквашей. Этот блестящий пассаж совсем не легкая игра словами, здесь все точно, все документально: имена, адреса, общение людей.
Чуковский об отношениях Некрасова с Панаевой. Но все достоинства не принесли Авдотье Яковлевне большого и долгого счастья с Некрасовым. И Чуковский не снимает вины с него, пологая, что его трудный характер, частые приступы хандры, жестокой и мрачной ревности делали повседневную их жизнь тягостной. А к середине 50-х Некрасов уже без конца думал, что надо жить отдельно, уезжал от нее, вновь возвращался и вновь уезжал… И, наверное, можно только пожалеть того, и другого - несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга. Думается, что и в отношениях с этой женщиной проявляются скорее лучшие его качества, чем худшие. Прекрасным было начало их любви. Воспользуемся текстом Чуковского: Некрасову было двадцать два года, когда он познакомился с нею. Ей было двадцать четыре. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы.
Вначале она решительно отвергла его (Некрасова). Он с отчаянья чуть не кинулся в Волгу, но не такой был человек, чтобы отступать. Ее упрямство только разжигало его. «Как долго ты была сурова, как ты хотела верить мне и как и верила, и колебалась снова»,- вспоминал он в дальнейшем письме. Нелегко досталась ему эта женщина. Этот любовный поединок продолжался с 1843 года по В 1848 году она, окончательно пренебреженная мужем, стала, наконец, женой Некрасова, и день, когда это случилось, долго был для него праздником из праздников: Счастливый день! Его я отмечаю В семье обыкновенных дней; С него я жизнь мою считаю, И праздную его в душе моей. Одних этих строк, этой памяти верности любви, оценки ее начала в своей жизни («С него я жизнь мою считаю») достаточно, чтобы говорить, что Некрасов умел любить. Ведь строки написаны, когда уже прошло много лет. Официально Некрасов так и не женился на Панаевой, когда в феврале 1862 года умер Панаев и она овдовела. Они были уже совсем разными людьми, ничего общего не осталось. Произошел окончательный разрыв… Авдотья Яковлевна вышла замуж за секретаря редакции Головачева и даже родила долгожданную дочь. Чуковский об отношениях Некрасова с Панаевой. А.А.Фет