Работу выполнили: ученица 11 А класса Кононенко Ксения ученица 8 А класса Гордобаева Оксана Под руководством: учителя математики Яицкой В.А.
Цели исследования 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающихся философов античности: Пифагора и Платона. 2. Познакомить с нравственными принципами учений Пифагора и Платона. 3. Выяснить какое место в нравственном сознании современных подростков занимают принципы нравственности и аморализма. 4. Выяснить какими принципами поведения современные учащиеся 8-10 классов руководствуются в жизни. К чему они больше склоняются?
( г. до н.э.)
Рафаэль. Пифагор в окружении учеников. Афинская школа
В Пифагорейской школе изучали: математику, геометрию, астрономию, музыку… экономику, политику, медицину… и постигали главное – ЛЮБОВЬ с большой буквы.
В 387 году Платон основывает собственную школу Платоновскую Академию.
Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека – через каждодневные усилия и философский образ жизни.
XVIII – XIX вв. «Золотые стихи» 1808 г. «Пифагоровы законы и нравственные правила» «Зороастр был законодателем персов. Ликург был законодателем спартанцев. Соломон был законодателем афинян. Нума был законодателем римлян. Пифагор есть законодатель всего человеческого рода».
Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества.
Пифагор Платон Мысль – превыше всего между людьми Надежды – сны бодрствующих
Пифагор Платон Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов Никто не становится хорошим человеком случайно
Пифагор Платон Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное
Пифагор Платон Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что нужно знать Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже
Пифагор Платон Делай лишь то, что в последствии не омрачит тебя и не заставит раскаиваться Основа всякой мудрости есть терпение
Вид моральной аргументации Характеристика Примеры вопросов 1Следование общепринятым нормам Ориентация на ценности и нормы гуманности «Не делая добра нельзя быть счастливым»; «Надо вести себя так, как принято в обществе, даже человек с этим не согласен» и др. 2Анархизм моралиВсе общепринятые нормы поведения и отношений воспринимаются как относительные «Нет ничего плохого в том, чтобы спорить на деньги, будучи заранее уверенным в своём выигрыше»; «Каждый сам вправе решать что хорошо, что – плохо» 3ДарвинизмЭтика приспособления и выживания: кто сильнее тот и прав «Бомжей следует выселять из пустующих помещений»; «Многие понимают только силу, с ними нельзя быть добрыми» 4АморализмВсе общепринятые нормы поведения и отношений воспринимаются как необязательные «Мораль слишком часто меняется, чтобы судить о том, что хорошо, а что плохо», «В обществе справедливо то, что полезно власти, мораль – то же, что и пропаганда» 5ЭкстремальностьПри принятии решений ориентируются на сиюминутные эмоции, «играют с огнём» «С людьми следует поступать так, как они со мной: добро за добро, «око за око» (принцип талиона); «Если срочно требуется доставить больного, можно нетрезвым управлять автомобилем»
Испытуемые8 класс9 класс10 классМЖОбщ. Тип моральной аргументацииВ% Следование нормам34,433,73532,435,534,2 Экстремалы19,3 21,21920,219,7 Аморализм17,920,617,61819,519 Анархизм морали17,217,117,417,317,2 Дарвинизм11,29,38,813,37,69,9 В%8 класс9 класс10 классМЖОбщ. Следование нормам57,756,958,455,458,957,5 Нарушение норм42,343,141,644,641,142,5
1.Полученные данные свидетельствуют о том, что следование нормам является более предпочтительным, чем их нарушение и соответствует 57,5 % подростков, а нарушения норм - более привлекательным является для 42,5 %. 2.Получается, что попав в ситуацию, неоднозначную в моральном плане, подросток скорее поступит нравственно, однако эта вероятность будет зависеть от многих факторов. Один из них – если подросток согласен с общепринятыми нравственными нормами, значит, он поступит в соответствие с ними, если же нет – то будет ориентироваться по обстановке.