Проблема духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы Николаева Галина Егоровна,ГО»Якутск»МО БУ «Хатасская СОШ имени П.Н и Н.Е.Самсоновых Сегодня самым распространенным и печально «популярным» в мире стало слово кризис.Четыре основных составляющих кризиса:экологическая, медицинская,экономиче ская,духовно- нравственная.
Создаются современные технологии,методики и даже стратегии по нравственному воспитанию детей.Но нравственность продолжает падать.Конкуренция во всех сферах жизни отодвинула духовное начало в человеке на второй план.Но человек всегда остается духовным созданием. Самое главное составляющее-это духовно- нравственный кризис. Уроки литературы должны способствовать нравственному воспитанию,воспитанию чувства долга,справедливости,д оброты,любви к ближнему.
Разлад во внутреннем мире человека порождает отчужденность,враждебность и жестокость. Апостол Павел:»Если же друг друга угрызаете и съедаете,берегитесь,что бы вы не были истреблены друг другом. После прочтения 6 главы повести «Дубровский»А.С.Пушки на был задан вопрос:»Почему кузнец Архип не пожалел приказных,а с риском для жизни спасает кошку?
Из двенадцати учеников одиннадцать ответили,что Архип поступил правильно. Архип не пожалел приказных,потому что они поступили с его хозяином несправедливо.Он спас кошку,потому что она- беспомощное,беззащитн ое существо.Только один мальчик написал,что кузнец Архип поступил жестоко,что человек- божье создание,его жизнь бесценна. Подростки сегодня имеют ценности,несовместимы е с общепринятыми моральными нормами.Их любимые герои-мстители.Но месть не принимает прощения.Как быть?Как помочь подростку различить границу между добром и злом?
И здесь приходит на помощь Библия. Сейчас уже ни у кого не вызывают сомнения,что без знания Библии невозможно расширить горизонты личности,побуждать ребенка к самосовершенствовани ю,самопостижению Статья А.Зорина»Несказанное,с инее,нежное...» о жизни и творчестве С.А.Есенина раскрывает,как «богоотступничество» приводит к трагическому концу великого поэта.
Сегодня,в наш цивилизованный век,когда издаются тысячи книг по методике нравственного воспитания детей,нравственность продолжает падать. Выход есть.Библия предлагает каждому в отдельности и всем вместе выход из этого тотального нравственного кризиса.О влиянии Библии на их жизнь писали великие ученые и писатели. Русский писатель М.Е.Салтыков-Щедрин писал:»Помню,что когда я первый раз прочитал Евангелие,оно произвело на меня потрясающее действие...Я не хочу сказать этим,что сердце мое сделалось очагом любви к человечеству,но несомненно,что я с этих пор обращение мое с домашней прислугой глубоко изменилось...
Я даже могу с уверенностью утверждать,что момент этот имел несомненное влияние на весь позднейший склад моего миросозерцания.» Великий Л.Н.Толстой «Все,каждое слово в ней,как откровение,и справедливо,как художество.Я не могу себе представить,какое возможно было бы образование,если бы не было этой Книги» Духовно-нравственное воспитание немыслимо без библейских принципов воспитания,без постижения библейских истин и мудрости.Все гениальное очень просто.Люди сами себе усложняют свою жизнь.Десять законов Бога-это руководство к долгой,счастливой жизни.