Категория «противоречие» в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Урок литературы в 6 классе Автор : Перминова Н.Н., учитель русского языка и литературы МОКУ СОШ п. Октябрьский Мурашинского района Кировской области
А. С. Пушкин ( )
Стихотворение «Зимнее утро»
Посмотреть явление противоречия, в том числе и в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Задачи: Раскрыть смысл понятия противоречие, в том числе и в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» ; анализируя лирическое произведение, посмотреть влияние противоречия на чувства, эмоции, поступки и характер героев; отработать умение выделять нужную информацию из художественного текста, использовать её для наблюдения за противоречивостью чувств и поступков героев; учить выделять нужную информацию в стихе; воспитывать любовь к родине, к природе, к художественному слову. Цель урока:
текст стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» на каждой парте; презентация; этимологический и толковые словари Оборудование:
Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года в селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф Из истории создания стихотворения «Зимнее утро»
Какие метапредметы ( философские понятия и категории) можно увидеть в стихотворении «Зимнее утро»? ( Память, звук, цвет, добро и зло, радость и грусть, чувство, противоречие…) В стихотворении показаны разные чувства одного и того же лирического героя (от восторга, радости до щемящей душу тоски, грусти). Они называются противоречивыми. Значит, в основе этих чувств лежит противоречие. Работа с метапредметами стихотворения
Как объясняют словари понятие « противоречие»? Работа со словарями
Словарь русского языка С. И. Ожегова Противоречие - взаимодействие противопоставленных и взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития (спец.) » противоречие – противоречие- положение,при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним. » противоречие – противоречие- противоположность интересов. Классовые противоречия. » противоречие – противоречие- высказывание или поступок, направленные против кого-чего-нибудь Не терпит противоречий кто-нибудь.Дух противоречия (стремление во что бы то ни стало сделать не так, совсем иначе).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ефремовой: противоречие - средний род; 1) положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему; 2) несоответствие чего-либо чему-либо; 3) высказывание или поступок, направленные против кого-либо, чего-либо; возражение.
-Выберите противоречия из текста. - - Подумайте, какую смысловую нагрузку несут они в стихотворении? Групповая работа учащихся
Находим противоречия в каждой стихотворной строфе Анализируем 1 строфу: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! В чём здесь противоречия? «Мороз» – «солнце», но они добавляют друг друга, создают смысловое единство («День чудесный!); Уже проснувшийся лирический герой - ещё дремлющая героиня Групповая работа учащихся
Анализируем 2 строфу: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче... погляди в окно:… Здесь наблюдаются противоречия в природе сегодня («нынче») – и в природе прошлого дня(«вечор», « вьюга злилась», «На мутном небе» ; «Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела», лирическая героиня вчера «печальная сидела») Групповая работа учащихся
Анализируем 3 строфу: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… Сегодня же всё прекрасно в картине, но она немая. Герой ищет тепла, открытости и многозвучия жизни. Находим: голубые небеса, великолепные ковры снега, Блестящий снег, « Прозрачный лес», но он « чернеет», « И ель сквозь иней», но « зеленеет», « И речка подо льдом», но « блестит». Групповая работа учащихся
Анализируем 4 строфу: Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Противоречие: Уютная, тёплая атмосфера комнаты( «веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки»), но лирического героя тянет на волю, на улицу( «не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?»),ему хочется движения, полёта, простора. Постепенно праздничное ликование (высок. слово «озарена») заглушается бытом: печь, лежанка, санки, кобылка. Групповая работа учащихся
Анализируем 5 строфу: Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня... Страстное желание полноты жизни и любви пресекается картиной опустошения природы(«навестим поля пустые», «леса, недавно столь густые»). Смешано чувство радости с грустью. Но никакого отчаяния! Напротив, благодарность за прежнюю радость. И грусть побеждена нежной улыбкой: «Берег, милый для меня». Поэту памятна радость, его сердце одушевлено ею по- прежнему. Групповая работа учащихся
Противоречия помогают: лучше разобраться в духовном мире героя, а также важны в реальной человеческой жизни; Дают возможность видеть художественную ткань произведения; создают условия для анализа и синтеза литературного полотна; утверждают тождество различных объектов, образов, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, общества и познания. Выводы из анализа стихотворения
Спасибо за сотрудничество!