Сложносочиненные предложения Урок-обобщение по русскому языку в 9 классе
Орфографическая работа Приг…ревший, распол…жились, оз…ренный, бл…стающий, р…стительность, расст…лается, проб…рается, вск…чить, выт…рать, предл…гать, выж…гать, выр…щенный, прик…саться.
ЕГЭ А- 15 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1. увл…каясь, подп…рать, выч…сление 2. бл…городство, распол…гающий, препод…ватель 3. выб…раясь, обл…нился, зап…рать 4. нач…нать, просв…щение, г…рой.
Сложносочиненные предложения- это ……. …………………….. предложения, связанные ………. союзами.
Сочинительные союзы СоединительныеРазделительные Противительные И, да(= И), не только..,но и.. также, тоже и…и…, ни…ни..., как…,так и… или,или…,или…либо…,либо то…, то… то ли..,то ли не то..,не то а, да(= но), но, зато, однако, однако же, все же, же все же, же
Расставьте знаки препинания, найдите ССП. 1. С крыш дружно капало и посиневший снег под окошком был изрыт капелью. 2. Ночью пошел теплый росяной дождик и моросил до утра. и моросил до утра. 3. Шел густой мокроватый снег и было тепло. 4. Утро рождалось опять в тумане и потом разгорелось во всем великолепии.
ЕГЭ А- 21 Царило безмолвие ( ) и солнце погружалось в пепел туч. 1) ССП,перед союзом И запятая не нужна. 2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) ССП, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
Соедините простые предложения подходящими по смыслу сочинительными союзами: ни-ни, да, тоже, также, не то - не то. Расставьте знаки препинания. 1.Было тихо. 2.Только шептались прибрежные камыши. 3.Пароходик был маленьким, миниатюрным. 4.Было раннее утро. 1.Наступал уже вечер. 2.Мерно плескались у берега волны. 3.Вороны не каркали, чайки не летали. 4.Каюты и мебель в нем были миниатюрными.
Разделить предложения на 3 группы в зависимости от союзов -То ли калитка стукнула то ли мне показалось. -Дом стоял во дворе а за домом был сад с цветником. -Деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов. -Из лесу доносится протяжный крик птицы или раздается чей- то голос. -Голова болела сознание же было ясное, отчетливое. - Пел в садах малиновых соловей да шумели листьями в рощах тополя. -Песня то замирала за курганами то чудилось ветер приносил ее издалека. -Ночью шел тихий дождь но утром погода разгулялась. -Жара днем невыносимая ночью также не было прохлады.
Составьте СПП предложения с общим второстепенным членом. 1.Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. 2.Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. Тигры послушны. Слоны легки. 3.Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. Обязательно зуб заноет. Рука разболится.
Употребление сложносочиненных предложений В каких стилях речи употребляются В каких стилях речи употребляются сложноподчиненные предложения? сложноподчиненные предложения?
ССП наиболее широко используются в художественной, публицистической и разговорной речи. Они являются средством ССП наиболее широко используются в художественной, публицистической и разговорной речи. Они являются средством создания образной, конкретно-чувственной создания образной, конкретно-чувственной картины, передачи впечатлений, а также картины, передачи впечатлений, а также средством выражения чувств и оценок. Они средством выражения чувств и оценок. Они могут передавать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, явления чередующиеся, сопоставляемые и противопоставляемые могут передавать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, явления чередующиеся, сопоставляемые и противопоставляемые
Проверим знания Выполнить задания в тестовом формате Выполнить задания в тестовом формате
1) Отметьте предложения, где перед союзом И нужна запятая: 1) Отметьте предложения, где перед союзом И нужна запятая: А) Север дышит севером ночи и колышет траву. А) Север дышит севером ночи и колышет траву. Б) После грома воздух стал чище и свежее. Б) После грома воздух стал чище и свежее. В) Весенняя вода сошла и река струилась узеньким ручейком. В) Весенняя вода сошла и река струилась узеньким ручейком.
2) Отметьте ССП, где нужно поставить тире: 2) Отметьте ССП, где нужно поставить тире: А) Ночью печально и широко шумело море и было холодно. А) Ночью печально и широко шумело море и было холодно. Б) Стою, слушаю и вдруг что-то как полыхнет через все небо. Б) Стою, слушаю и вдруг что-то как полыхнет через все небо. В) Стало темнеть и улицы мало помалу В) Стало темнеть и улицы мало помалу Опустели. Опустели.
3) Отметьте союзы в предложениях: 3) Отметьте союзы в предложениях: 1 ряд- соединительный, 1 ряд- соединительный, 2 ряд- разделительный, 2 ряд- разделительный, 3 ряд- противительный. 3 ряд- противительный. А) Дождь льет второй день, однако мы не теряем надежды. А) Дождь льет второй день, однако мы не теряем надежды. Б) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются кочки. Б) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются кочки. В) Ветер стих, и теперь в ровный гул дождя вошел новый звук. В) Ветер стих, и теперь в ровный гул дождя вошел новый звук.
4) Какое утверждение неверно: 4) Какое утверждение неверно: А) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, раздели- А) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, раздели- тельные, противительные. тельные, противительные. Б) Если есть второстепенный член запятая не ставится. Б) Если есть второстепенный член запятая не ставится. В) Простые предложения в составе ССП связаны только интонацией. В) Простые предложения в составе ССП связаны только интонацией. Г) Части ССП равноправны. Г) Части ССП равноправны.