Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Задачи: 1. Расширить знания детей о диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. 2. Развивать речь детей, внимание, память; обогащение и активизация словаря: дупло, кора деревьев, логово, берлога. 3. Воспитывать интерес к изучению природы и понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.
Зима – очень серьезное испытание для лесных зверей. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец. Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. Спрятались под снегом плоды, семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Но не боятся звери зимы. Почему?
белка
«Белка» Белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Всю осень дупло утепляла, Пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи… Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать? К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
«Еж» Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился – не ленился! У меня зимой одна работа – крепко спать и весны ждать!
летом зимой
Заяц Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел. Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной! Я хотя я и не трус, но всего,всего боюсь. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
«Лиса» Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь. Хвост красивый какой – мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотится начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает
А еще есть зверь лесной, он, ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались. Угадайте? Это – волк! Волк зимой очень злой. В одиночку не ходит; волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой… Еды не хватает, и он голодает. Волк.
Медведь в берлоге крепко спит, и его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. У медведя зимой одна работа – крепко спать и весны ждать!
Летом много ест. Зимой много спит.
Загадки. Зимой белый - летом серый. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит, А проснется, ну реветь, как зовут его –
Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый Сердитый недотрога живет в глуши лесной, Иголок очень много, а нитки ни одной.
В наших лесах зимуют еще и другие животные, но об этом мы узнаем в следующий раз.
Работа выполнена учителем начальных классов Акимовой Валентиной Георгиевной МОУСОШ 9 г. Ногинска Московской области.