ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обобщающий урок по теме «Одноклеточные животные» Так ли просты простейшие? Рандина В.А., учитель биологии МОУ СОШ Булавинская средняя школа.
Advertisements

Тема: Одноклеточные животные или Простейшие ЗАДАЧИ: -Знать особенности строения и жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека; -Уметь классифицировать.
Проверка домашнего задания: Охарактеризуйте черты строения простейших. Докажите, что план строения тела одноклеточных соответствует общим чертам организации.
Презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме: многообразие простейших
Многообразие простейших, их роль в природе и в жизни человека.
Удивительные невидимки Учебный проект ученика 7 класса Мишкина А. Руководитель: учитель биологии Валяева В.П.
Одноклеточные организмы вне систематическая категория живых организмов, тело которых состоит из одной (в отличие от многоклеточных) клетки (одноклеточность).
Одноклеточные организмы 5 класс Природоведение. Дырова Л.Б СОШ 1. Prezentacii.com.
Кто это, что это?. ¾, 21, 96, , 65, -89, 3,5, 6, 7, 78, 500, 5, 83, 8, 8848, 225, 200.
Царство животных.
Зоология 7 класс.. 1. Простейшие обитают только в водной среде. 2. Простейшие были известны до изобретения микроскопа. 3. Тело простейших состоит из одной.
К одноклеточным, или простейшим, принадлежит более 28 тыс. видов, которые обитают в морях, и океанах, пресных водоемах, в почве. Часть из них- паразиты.
Подцарство Одноклеточные. Питание простейших ГЕТЕРОТРОФЫ Питаются готовыми органическими веществами дидиний Инфузория дидиний заглатывает инфузорию -
Многообразие животных Подцарство Простейшие Тип Простейшие Презентация учителя биологии МОУ «Гимназия 10» Проценко Л.В.
Амёба обыкновенная Эвглена зелёная 1.Ядро. 2.Оболочка 3.Сократительная вакуоль 4.Пищеварительная вакуоль 5.Ложноножки 6.Жгутик 7.Светочувствительный глазок.
Общая характеристика простейших. Царство: Животные Подцарство: Одноклеточные – Простейшие Тип: Одноклеточные - Простейшие.
Общая характеристика Одноклеточные организмы – это организмы, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное.
Внешнее строение и образ жизни. Систематические группы простейших: В настоящее время известно около видов простейших. Подцарство Простейшие включает.
Работа по 3 вариантам Задание 1 Зарисовать и указать органоиды 1.Инфузория-туфелька 2.Амёба 3.Эвглена- зелёная.
Корненожки Представители класса одноклеточные животные, наружный покров которых представлен гонкой плазматической мембраной, и поэтому форма тела у них.
Транксрипт:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов; знать особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, движения, размножения и т. д.) простейших, их значение в природе и жизни человека; уметь классифицировать простейших по внешним признакам.

Ребята, сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют? Назовите мне признаки живого. Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство – простейшие. Как вы думаете, почему ученые так поступили? Как устроены клетки простейших? Есть ли отличия в основе строения клеток простейших, растений, животных, грибов? Почему?

1. Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших. Три человека будут работать у доски по карточкам, остальные заполняют в рабочих тетрадях таблицу:

ОрганоидыПростейшие АмебаЭвглена зеленаяИнфузория - туфелька 1. Оболочка 2. Цитоплазма 3. Ядро 4. Ложноножка 5. Жгутик 6. Ресничка 7. Пищеварительный вакуоль 8. Сократительная вакуоль 9. Ротовое отверстие 10. Порошица 11. Хлоропласты 12. Светочувствительный глазок

ОрганоидыПростейшие АмебаЭвглена зеленаяИнфузория - туфелька 1. Оболочка Цитоплазма Ядро Ложноножка+ 5. Жгутик+ 6. Ресничка+ 7. Пищеварительный вакуоль Сократительная вакуоль Ротовое отверстие+ 10. Порошица+ 11. Хлоропласты+ 12. Светочувствительный глазок+

1. Амеба обыкновенная 1. Обозначьте части тела амебы? 2. К какому типу относится амеба? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Что такое фагоцитоз? 4. Каким образом амеба размножается?

2. Эвглена зеленая 1. Какие части тела эвглены обозначены цифрами? 2. К какому типу относится эвглена? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Как называется способ питания эвглены? 4. Назовите признаки растений и животных в строении эвглены.

3. Инфузория – туфелька 1. Какие части тела инфузории обозначены цифрами? 2. К какому типу относится инфузория? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Дайте определения понятиям «раздражимость», «рефлекс». 4. Докажите: из изученных простейших инфузория- туфелька самая высокоорганизованная.

2. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам: 1) Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с кипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой? 2) Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? 3) Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

4) В пазухах листьев высокой пальмы скопились дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму? 5) В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька – из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?

3. Простейших на Земле – 70 тыс. видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему – опору по вопросу о значении простейших:

Образование осадочных пород Звено в пищевых цепях Биологическая очистка водоемов Объект лабораторных исследований Симбионты Паразиты Средство биологической борьбы с вредителями Болезни человека и животных Значение простейших в природе и в жизни человека

Примечания 1) Схему заполняют на доске, дети приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например: - Осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиком; - В кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз); - Дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблия – паразиты человека; - Инфузория-туфелька может служить биологическим фильтром; - Морские простейшие составляют планктон и являются пищей других организмов и т. д. 2) Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры: - Соблюдение правил личной гигиены; - Кипячение воды; - Добросовестное приготовление пищи; - Требования к качеству сырых продуктов; - Использование репелентов; - Своевременное прохождение медицинских исследований.

4. И в заключении мне хотелось бы увидеть, как вы запомнили особенности простейших и сможете ли распределить предъявленных вам простейших по систематическим группам:

1. споровики - 1,6 (паразиты, органы движения отсутствуют) 2. корненожки - 2,4 (органы движения – ложноножки ) 3. инфузории - 3,8 (органы движения – реснички) 4. жгутиконосцы - 5,7,9 (органы движения- жгутики)

III. Подведение итогов урока Итак, подведем итоги. Вопросы: 1) Какие организмы называют простейшими? 2) На какие типы делится царство простейших? 3) Приведите доказательства единства происхождения живого. 4) Перечислите особенности жизнедеятельности простейших. 5) Каково значение простейших в жизни человека? Учитель обращает внимание на активность учащихся, выставляет оценки.

Литература 1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, Энциклопедия для детей: Биология. М.: «Аванта +», 1994.