ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов; знать особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, движения, размножения и т. д.) простейших, их значение в природе и жизни человека; уметь классифицировать простейших по внешним признакам.
Ребята, сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют? Назовите мне признаки живого. Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство – простейшие. Как вы думаете, почему ученые так поступили? Как устроены клетки простейших? Есть ли отличия в основе строения клеток простейших, растений, животных, грибов? Почему?
1. Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших. Три человека будут работать у доски по карточкам, остальные заполняют в рабочих тетрадях таблицу:
ОрганоидыПростейшие АмебаЭвглена зеленаяИнфузория - туфелька 1. Оболочка 2. Цитоплазма 3. Ядро 4. Ложноножка 5. Жгутик 6. Ресничка 7. Пищеварительный вакуоль 8. Сократительная вакуоль 9. Ротовое отверстие 10. Порошица 11. Хлоропласты 12. Светочувствительный глазок
ОрганоидыПростейшие АмебаЭвглена зеленаяИнфузория - туфелька 1. Оболочка Цитоплазма Ядро Ложноножка+ 5. Жгутик+ 6. Ресничка+ 7. Пищеварительный вакуоль Сократительная вакуоль Ротовое отверстие+ 10. Порошица+ 11. Хлоропласты+ 12. Светочувствительный глазок+
1. Амеба обыкновенная 1. Обозначьте части тела амебы? 2. К какому типу относится амеба? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Что такое фагоцитоз? 4. Каким образом амеба размножается?
2. Эвглена зеленая 1. Какие части тела эвглены обозначены цифрами? 2. К какому типу относится эвглена? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Как называется способ питания эвглены? 4. Назовите признаки растений и животных в строении эвглены.
3. Инфузория – туфелька 1. Какие части тела инфузории обозначены цифрами? 2. К какому типу относится инфузория? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Дайте определения понятиям «раздражимость», «рефлекс». 4. Докажите: из изученных простейших инфузория- туфелька самая высокоорганизованная.
2. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам: 1) Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с кипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой? 2) Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? 3) Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?
4) В пазухах листьев высокой пальмы скопились дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму? 5) В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька – из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?
3. Простейших на Земле – 70 тыс. видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему – опору по вопросу о значении простейших:
Образование осадочных пород Звено в пищевых цепях Биологическая очистка водоемов Объект лабораторных исследований Симбионты Паразиты Средство биологической борьбы с вредителями Болезни человека и животных Значение простейших в природе и в жизни человека
Примечания 1) Схему заполняют на доске, дети приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например: - Осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиком; - В кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз); - Дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблия – паразиты человека; - Инфузория-туфелька может служить биологическим фильтром; - Морские простейшие составляют планктон и являются пищей других организмов и т. д. 2) Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры: - Соблюдение правил личной гигиены; - Кипячение воды; - Добросовестное приготовление пищи; - Требования к качеству сырых продуктов; - Использование репелентов; - Своевременное прохождение медицинских исследований.
4. И в заключении мне хотелось бы увидеть, как вы запомнили особенности простейших и сможете ли распределить предъявленных вам простейших по систематическим группам:
1. споровики - 1,6 (паразиты, органы движения отсутствуют) 2. корненожки - 2,4 (органы движения – ложноножки ) 3. инфузории - 3,8 (органы движения – реснички) 4. жгутиконосцы - 5,7,9 (органы движения- жгутики)
III. Подведение итогов урока Итак, подведем итоги. Вопросы: 1) Какие организмы называют простейшими? 2) На какие типы делится царство простейших? 3) Приведите доказательства единства происхождения живого. 4) Перечислите особенности жизнедеятельности простейших. 5) Каково значение простейших в жизни человека? Учитель обращает внимание на активность учащихся, выставляет оценки.
Литература 1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, Энциклопедия для детей: Биология. М.: «Аванта +», 1994.