Симметрия в живой природе На выявление симметрии в живой природе обратили внимание в Древней Греции пифагорейцы в связи с развитием ими учения о гармонии. В 1961 году, как результат многовековых исследований, посвященных поиску красоты и гармонии окружающей нас природы, появилась наука биосимметрика. Примеры симметрий в ботанике: Осевая симметрияЦентральная симметрия
Центральная симметрия наиболее характерна для животных, ведущих подводный образ жизни.
Несмотря на то, что большинство животных имеют симметричное строение, есть также некоторые, обычно это одноклеточные животные, которые не имеют симметричного строения, их называют асимметричными. Мы нашли примеры асимметричных животных. Это – амеба и инфузория-туфелька.
Симметрия в транспорте Центральную симметрию следует искать в воздушном и подводном транспорте, то есть в таких видах, где направления: вперед, назад, вправо, влево – равноценны. Одни из таких видов транспорта – это воздушный шар и парашют. С развитием науки и техники стремление человека к симметричности \форм сохраняется. Продемонстрируем осевую симметрию на примерах наземного и воздушного транспорта.
Взаимное расположение фигур, сочетание поз и жестов, выражения лиц, чередование цвета, комбинация тонов – все это тщательно обдумывается художником, заботящемся об определенном эмоциональном воздействии картины на зрителя. Используя асимметричные элементы, художник должен создать нечто, обладающее в целом скрытой симметрией.
Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.
Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии.
Пушкин А.С. «Медный всадник» …В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темнозелеными садами Ее покрылись острова…
. «Сфера влияния" симметрии ( а значит, ее антипода- асимметрии) поистине безгранична. Природа- наука-искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал- симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.