Экологическое воспитание в системе эмоционально - личностного развития ребёнка. Рогачева Римма Викторовна старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида 72 отдела образования администрации г. Апатиты
Приоритетное направление работы МДОУ 72 «Эмоционально-личностное развитие ребёнка через общение»
Воспитательно-образовательный процесс
Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Цель программы: Формирование социальных контактов Развитие у детей способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности
Задачи эмоционально-личностного развития дошкольников предусмотренные программой: Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой» Обучение детей речевым средствам Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой) выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения Воспитание интереса к окружающим людям.
Модель формирования эмоционально- положительной сферы ребёнка по «Азбуке общения» Мир познания (единство с природой) Языки общения (навыки общения с внешним миром) Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я») Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми) Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками) Фантазия характеров (формирование характера) Умение владеть собой (возможное и желаемое) Культура общения (этикет) Мальчики и девочки (он – папа, она – мама)
Мир познания (единство с природой) Научить ребёнка «мудрости»природы, умение видеть взаимосвязь человека и природы, прививать любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру; Научить ребёнка понимать, в чём состоит существенное отличие человека от других живых существ ( что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом и, как и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют органы чувств).
Экологическое воспитание дошкольников – новое направление в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой Цель раздела «Природное окружение. Экологическое воспитание»: Ознакомление с живой и неживой природой Формирование экологической культуры
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты Экологическая культура Экологические знания и умения Экологическое мышление Ценностные ориентиры Экологически оправданное поведение
задачи Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях Совершенствование нравственно-экологического воспитания Развитие - интереса к окружающему миру, - эмоционально-дображелательного отношения в процессе общения с живыми объектами - умения правильно взаимодействовать с природой Формирование - знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений - этического отношения к окружающей действительности - осознанности себя как активного субъекта окружающей среды - представлений о причинно следственных связях внутри природного комплекса - потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка, группы, города - привычки рационального использования природных ресурсов Воспитание гуманного отношения к людям
Анализируя цели экологического и морально - нравственного воспитания, приходим к выводу, что реализация и тех и других предполагает решение задач, сходных по своему конечному результату. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой» Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения Воспитание интереса к окружающим людям Формирование осознанности себя как активного субъекта окружающей среды Развитие эмоционально- дображелательного отношения в процессе общения с живыми объектами Воспитание гуманного отношения к людям
Синтез экологического воспитания и эмоционального- личностного развития ребёнка даёт нам идеальный конечный результат, а именно – у ребёнка формируется: Понятие о гуманном и негуманном поведении Умение замечать общность настроения природы и человека Стремление сострадать людям, животным, растениям
Добиться идеального конечного результата позволяет спектр методов и приёмов, как традиционных так и трансформированных в ходе объединения поставленных задач Занятия познавательного характера: получение знаний о живой природе в ходе бесед и элементарного экспериментирования, исследований Ознакомление с художественной литературой: чтение природоведческих очерков, рассказов, сказок; составление собственных эко- сказок Продуктивные виды деятельности : конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, изо с использованием природного и бросового материала Игровая деятельность : игровые упражнения коммуникативной направленности, эко-этюды, игры-инсценировки, ролевые и сюжетные игры, направленные на социализацию ребёнка Экскурсии с детьми в различные экосистемы, посещение живых уголков и т.д. Наблюдение за объектами живой и неживой природы Эмоционально-положительная деятельность детей: эко- акции, социально-значимые проекты.
Фестиваль опытно-исследовательских проектов «Хочу всё знать» Эмоционально-личностное развитие: Воспитание интереса к окружающим людям. Воспитание интереса к окружающим людям. Экологическое воспитание: Воспитание гуманного отношения к людям Воспитание гуманного отношения к людям
XI международном конкурсе детской рукописной книги Эмоционально-личностное развитие: Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения. Экологическое воспитание: Систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях. Систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях. Участие в XI международном конкурсе детской рукописной книги «Вместе дружная семья» в номинации «Сочиняем сказку сами» Сказка «Волшебные ягоды» Сказка «Волшебные ягоды»
Городской фестиваль творческих работ «Сказание о родном крае» Эмоционально-личностное развитие: Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения. Экологическое воспитание: Формирование этического отношения к окружающей действительности Формирование этического отношения к окружающей действительности
XV городском фестивале детского творчества «Овация- 2008» Участие в XV городском фестивале детского творчества «Овация- 2008» «Семья – мой остров счастья» Эмоционально-личностное развитие: Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения.Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения. Экологическое воспитание: Воспитание гуманного отношения к людям.Воспитание гуманного отношения к людям.
XII городская экологическая акция «Марш парков» Эмоционально-личностное развитие: Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Экологическое воспитание: Формирование привычки рационального использования природных ресурсов. Формирование привычки рационального использования природных ресурсов.
Экологический конкурс «Чистый город – глазами детей» Эмоционально-личностное развитие: Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Экологическое воспитание: Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса
Выставка детских творческих работ в рамках «Недели пожарной безопасности» плакат «Берегите лес!» Эмоционально-личностное развитие: Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Экологическое воспитание: Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса
Конкурс архитектурных мини- проектов «Мой двор глазами моей семьи» Эмоционально-личностное развитие: Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового взаимодействия. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового взаимодействия. Экологическое воспитание: Формирование этического отношения к окружающей действительности. Формирование этического отношения к окружающей действительности.
Участие в проектах, акциях, конкурсах – дало возможность сформировать в детях эмоционально-положительные качества, повышать фон эмоционального благополучия среди воспитанников ДОУ
формирование социальных контактов, развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности умение общаться с окружающей действительностью, миром природы, познанием самого себя, как частицы окружающего природного многообразия.формирование социальных контактов, развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности умение общаться с окружающей действительностью, миром природы, познанием самого себя, как частицы окружающего природного многообразия.