Учим детей мыслить родительский практикум
Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем
Задачи: Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников Отработать доступные в практике семейного воспитания приемы развития мышления детей
Цитата «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь» К.Д.Ушинский
Лесенка познания Мы хотим ребенку только лучшего Почему это важно? Мышление и думание Стратегии взрослых Как научить детей мыслить? Ура! Победа!
Стратегии взрослого в отношении мышления ребенка Прерывание размышлений Воспитание интеллектуального иждивенчества Поддержка познавательного интереса
Алгоритм процесса мышления Усмотрение противоречия, сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями. Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить, которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению. Поиск решения – процесс выдвижения гипотез. Момент нахождения решения сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом. Проверка решения; эмоциональное состояние – чувство удовлетворения и досады, если ответ неправильный.
Развивать мышление – значит учить Выделять главное Сравнивать Находить аналогии Ставить и разрешать проблемы Классифицировать Определять понятия Доказывать и опровергать Обобщать и систематизировать
Упражнения в помощь родителям Упражнение 1. Чем похожи и чем отличаются? Упражнение 2. Кто назовет больше признаков? Упражнение 3. «Формулирование определений» Упражнение 4. «Поиск аналогов» Упражнение 5. «Поиск противоположных предметов» Упражнение 6. «Поиск предметов по заданным признакам»
Советы родителям Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребенку интереснее мыслить, чем запомнить. Найденное в процессе мышления становится знанием, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные, они напрвлены на развитие мышления. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» - контролируют память. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.