2012г. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МБОУ «СОШ 190» Учитель русского языка и литературы Семушкина Л.И.
Центры народных художественных промыслов Нижегородской области
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, сказочные птицы, чудесные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками". Ярко, любовно, но вместе с тем весело написан быт городчан - столы с яствами, довольные коты, стройные городецкие кони, бегущие по цветущим лугам. Городецкая роспись – это богатство красок русского лета. Преобладание красного, жёлтого, черного цветов создают ощущение небывалого праздника. Городецкая роспись по праву стоит рядом со всемирно известными изделиями декоративно–прикладного искусства.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ Хохломская роспись – это один из самобытных русских народных промыслов, существующий более трёхсот лет и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Город Семёнов по праву называется столицей золотой хохломы. Не случайно искусство хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
В хохломской росписи используются три основных цвета: красный, чёрный и золотой; зелёный и жёлтый являются вспомогательными цветами и используются в небольших количествах. Трёхцветие Хохломы имеет глубокий смысл. Красный – красивый. Исконно русский цвет – цвет жизни, огня, плодородия, здоровья. Используется в качестве оберега. Золотой – свечение Солнца. Чёрный цвет – цвет земли, изобилия и мудрости. Зелёный – цвет травы, цветущей природы и вечной молодости. Чёрно – красная гамма росписи с золотом придаёт изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников. ПЛАМЕННАЯ ХОХЛОМА
ДИВО ДИВНОЕ – ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА ДИВО ДИВНОЕ – ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА Традиционные элементы хохломы – травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветки и ветки. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, мастера создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли. Символом хохломской росписи стала огненная жар – птица, украшенная яркими цветами. Хохломская роспись Хохломская роспись Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб светлели суровые лица, Украшай вдохновенно дома, Чудодействуй в веках, мастерица, Золотая моя Хохлома!
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА О семёновской матрёшке, русской красавице, говорят как о русском сувенире. Она чарует глаз своей простотой и яркостью росписи. У семёновских матрёшек Сарафанчики в горошек, Разноцветные платочки, Нарумяненные щёчки. Кто в гостях у нас бывал И матрёшек не видал, Тот и матушку Россию До конца не разгадал. Первая русская матрёшка была создана в конце XIX века в Москве. В Нижегородской губернии матрешки появились в начале XX века в селе Меринове, недалеко от Семёнова. Первым мастером, изготовившим свою матрёшку, был Арсентий Фёдорович Майоров.
Другая местность, прославившаяся изготовлением матрёшек, – село Полховский Майдан Нижегородской области. Матрёшки, которые здесь производят, отличаются от всех известных затейливой росписью, необыкновенной яркостью и оригинальностью. Даже названия у них необычные – тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско- майданские мастера используют разнообразные приёмы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придаёт неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям народных мастеров. ПОЛХОВ- МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ