Конфликт. Особенности. Причины. Психологический семинар Ноябрь 2007 г.
Цели психологических семинаров: Получение теоретических знаний о конфликтных ситуациях Овладение конструктивными способами поведения в конфликтах Овладение конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий Противодействие субъектов Негативные эмоции
Классификация конфликтов Социальные: межличностные между личностью и группой между группами международные Внутриличностные: «хочу» и «хочу» «могу» и «не могу» «хочу» и «не могу» «хочу» и «нужно» «нужно» и «нужно» «нужно» и «не могу»
Структура конфликта Объективная участники объект предмет микросреда макросреда Субъективная модель конфликта, имеющаяся у каждого участника мотивы цели психическое состояние
Функции конфликта Диагностическая - выявляет причины конфликта Конструктивная -способствует личностному развитию сторон Деструктивная – проявляется в негативных процессах, психических травмах, стрессах, заболеваниях
Динамика конфликта 1. Предконфликтная ситуация натянутость отношений; раскол группы; возникновение дискомфорта; рост напряженности в отношениях между субъектами конфликта. Типичные реакции: Стратегические Нестратегические
2. Конфликтное взаимодействие Инцидент – формальный повод, случай для начала столкновения сторон Типичные реакции: Стратегические Нестратегические Кульминация – верхняя точка накала конфликтной борьбы Динамика конфликта
3. Разрешение конфликта Зависит от целей и установок сторон конфликта, средств, методов и тактики ведения борьбы Разрешение может быть: Полным Частичным Динамика конфликта
4. Послеконфликтная стадия Нормализация отношений Новое видение проблем Новая оценка своих сил и возможностей Динамика конфликта
Работа в группах Определение особенностей конфликтов: Между учеником и учеником Между учителем и учеником Между учителем и учителем
Основные особенности конфликтов между учениками Возраст Процесс социализации Характер деятельности Современные условия жизни Микро и макросреда
Основные особенности конфликтов между учителями Содержание и характер педагогической деятельности Престиж и оплата труда (коллектив в основном женский) Современные условия жизни Микро и макросреда
Основные особенности конфликтов между учениками и учителями Возраст, разный социальный статус Различный жизненный опыт Различное понимание конфликта и их причин Позиция учителя (берет на себя иннициативу, не имеет право ошибиться) Присутствие других лиц в конфликте Социально – экономическая обстановка в школе
Работа в группах Определение причин конфликтов: Между учеником и учеником Между учителем и учеником Между учителем и учителем
Причины конфликтов между учеником и учеником, учителем и учеником, учителем и учителем сходны между собой
Релаксация Выполнение упражнений
Результаты диагностики Частота возникновения конфликтов
Результаты диагностики Причины конфликтов между учениками
Результаты диагностики Причины конфликтов между учениками и учителями
Характеристика ученика Обсуждение работы с данным учеником Составление рекомендаций
Подведение итогов. Синквейн. СтрокиКоличество слов Части речиСодержание Первая1 Имя существительное Тема Вторая2 Имя прилагательное Описание темы Третья3 Глаголы Действия, относящиеся к теме Четвёртая4 Предложение Отношение автора к теме Пятая1 Имя существительное Ассоциация, синоним темы