Использование метода проектов на уроках французского языка Шипикова Наталья Леонидовна Учитель французского языка Гимназия 4 г.Красноярск
Цель обучения иностранному языку в школе формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению ИЯ Достижение этой цели требует новых подходов к организации учебного процесса по обучению ИЯ. Чтобы изученный языковой материал не «повисал в воздухе», требуется какой-то дополнительный выход. Такой выход дает методика проектов
Обоснование идеи Использование метода проектного обучения на уроке позволяет создать благоприятные условия для активной совместной учебной деятельности и личному участию каждого ученика, даже имеющего трудности в языковом плане. Работа носит творческий характер и способствует повышению интереса к изучению ИЯ. Применение метода проекта на уроке реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности, оптимизирует учебный процесс, положительно влияет на качество обучения.
Проблемные места в обучении ИЯ 1. Разный уровень языковой подготовки учащихся 2. Отсутствие естественной потребности в иноязычном общении 3. Боязнь учащихся говорить на ИЯ в присутствии других 4. Недостаточно благоприятные взаимоотношения среди учащихся
Метод проектов в решении проблем Участвуя в совместной деятельности, учащиеся получат возможность увеличить время языковой практики и применить приобретенные знания в новой учебной ситуации Творческий характер работы позволит каждому ученику выразить себя, свои способности и таланты Доброжелательная атмосфера улучшит взаимоотношения в группе учащихся Тематика связана с проблемами близкими и понятными учащимся
Педагогические цели Активизировать творческие и коммуникативные способности учащихся Развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в совместной учебной деятельности
Педагогические задачи Создать условия для языковой практики Организовать работу в группе так, чтобы каждый учащийся принял посильное участие в выполнении проекта Научить находить необходимую информацию (в том числе с помощью Интернет), пользоваться справочным материалом
Тематика уроков с использованием метода проектов Моя семья Любимый город Кто такой настоящий друг? Взаимоотношения взрослых и детей Музыка в нашей жизни Мода и мы Любите ли вы спорт? Наша окружающая среда и др.
Основные этапы изучения темы, по которой планируется мини-проект Активизация знакомой лексики и введение новой Чтение текстов и высказываний французских сверстников по теме Грамматический материал и РО для ведения беседы «Круглый стол» (полилог) Мини-сочинение или собственное высказывание учащегося (монолог) Мини-проект
Этапы проектной деятельности I этап мотивации II этап информационного обеспечения III этап первичной обработки информации IV этап вторичной обработки информации V этап заключительный
Практический результат мини-проекта Ассоциограммы, газеты, коллажи, фотоальбомы, интервью, иллюстрации к текстам и т.д. Могут быть выполнены с использованием информационных технологий Могут быть использованы в качестве наглядного материала, для проведения выставок и т.п.
Ресурсы Учащиеся, учителя ИЯ и информатики Печатные материалы, карты стран изучаемого языка, бумага, краски, карандаши и т.п. ТС: компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, диски, кассеты
Критерии оценивания Содержание Грамотность Использование словарного запаса Использование ИТ Общий дизайн Взаимодействие в коллективе и доля участия каждого
Самостоятельные действия учащихся Обзор печатных и электронных источников Сбор материала и поиск информации в Интернет Обсуждение учебной проблемы Подбор лексики по теме и составление ассоциограмм Коллективная и самостоятельная работа Демонстрация и защита мини-проектов
Примеры проектов учащихся Ассоциограмма «Экология» Ассоциограмма «Настоящий друг» Ассоциограмма «Кто такой настоящий друг?» Ассоциограмма «Кто такой настоящий друг?» Ассоциограмма «Каким должен быть настоящий друг?» Ассоциограмма «Каким должен быть настоящий друг?»
Примеры проектов учащихся Путешествие Моя семья Моя семья 2 Экология Экология 2 Мы и родители Мы путешествуем Поль Верлен