Урок русского языка в 3"А" классе Как образуются слова? (о роли приставки и суффикса) Автор: Потапенко Елена Анатольевна Учитель МОУ СОШ 14 г.Апатиты
Цели урока: - - познакомить со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; - актуализировать знания об однокоренных словах; -расширять словарный запас; -сформировать у школьников творческую и социальную активность; -воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно.
Задание: Задание: Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы: Р* дина, ул*ца, гор*д, пам*тник, ст*лица, н*род, ал*ея, Р*ссия, М*сква, Красная площ*дь. - -Что для вас значит слово «родина»? - -Устно составьте предложение с одним из словарных слов. - -В какой области мы живем? - -Как называется столица нашей области? Словарная работа:
Проверь себя: Родина, улица, город, памятник, столица, народ, аллея, Россия, Москва, Красная площадь.
Милый город Апатиты – это горы В синей дымке за окном, Лес, поляны и озера Расстилаются кругом. Неба синего узоры, Блеск весенней белизны, Лето – мы уедем скоро – Ни к чему нам комары! Апатиты – это город? Школа и тепло друзей, Апатиты – милый город, Нет на свете мне родней!. Е. Секушина. Е. Секушина.
Актуализация полученных знаний Прочитайте самостоятельно текст: Прочитайте самостоятельно текст: Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя тропинка, своя речушка, своя заветная березка. При виде их душу переполняет любовь и нежность к своей земле, к Родине.
Друзья! Моя задача такова- Открыть вам, как построены слова. Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют. (П. Чесноков).
Формирование новых знаний Что из чего? Все на свете из чего-то состоит: семья – из мамы и папы; лес – из деревьев; облака – из множества капелек; класс – из мальчиков и девочек; а слова – из «строительных блоков».
Прочитайте вопрос Почемучки: Как образуются однокоренные слова? В корне смысл, но не весь. Главный, но не полный. Потому приставка есть- Смысл она дополнит. Рад и суффикс ей помочь: После корня встать не прочь! Ну и что ж, что после корня- Всё равно он всех проворней! Формирование новых знаний
Наблюдение над ролью приставки. 1.Разрез. 1.Разрезать. 2.Надрез. 2.Надрезать. 3.Вырез 3.Вырезать треугольник. 4.Срез 4.Срезать угол.
Запомни: Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. Ведь при помощи приставки Образуются слова.
Первичное закрепление знаний Образуйте новые слова от корня «нёс» при помощи приставок и запишите их. Выделите приставку и корень.
Работа с таблицей От данных слов образуйте новые слова с помощью приставок. Выделите в словах корень и приставку: с-за-пере-по- делать лететь
Физминутка
Домашнее задание: С – выучить правило про приставку и суффикс. Выполнить упражнение 151.
Игра «Наоборот» Игра с мячом. Учитель называет слово, бросая мяч ученику, который поймав мяч должен назвать противоположное по значению слово с тем же корнем. Развязать - _______________ Вбежать - ________________ Внести - _________________ Развернуть - ______________ Вползти - ________________
Роль суффикса в значении слова Назови одним словом и напиши. Выдели суффикс: 1. 1.Ягода, которую любят медведи Как можно назвать маленькую ягодку малины? 3. 3.Как называется участок земли, где растет малина?
Игры с суффиксами Прочитай. В скобочках запиши слова с помощью суффиксов –очк-, -к-, -ишк-. Идет коза(________) домой, спешит. Молоко(_______) у неё вкусное. Ребята(_______) ждут её. Они приготовили сочные ветки(_______), душистое сено, корки(________) хлебца.
Итог урока 1. 1.Какие части слова служат для образования новых слов? 2. 2.Какое задание вам больше всего понравилось? 3. 3.С каким настроением вы уходите с урока?