«Родительская любовь- единственное бескорыстное чувство на свете» (С.Моэм)
В детстве я (не)навидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша восп…тательница строго говорила ему: « Валерий Петрович, повыше!» Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя н…когда не пил, нос у него почему- то всегда был (свекольно)красного цвета, как у клоуна. Дети, когда хотели сказать про кого(то), что он смешной и (не)красивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» И я сначал… в садике, а потом в школе несла тя…кий крест отцовской несуразности. Всё бы н…чего ( мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой г…рмошкой. Играл бы у себя дома и не позорил н… себя, н… свою дочь!.Часто сбиваясь, он тоненько, по- женски, ойкал, и на его круглом лице появлалась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя по…чёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет н…какого отн…шения.
Задания для речеведческого анализа. 1.Определите тему текста. 2.В чём заключается основная мысль текста? 3.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? А)Несправедливое отношение девочки к своему отцу. Б) Глубина любви отца к дочери в его поступках. В) Сила любви- во внешней красоте человека. Г) Перед силой самоотверженной любви отступают все преграды. 4.К какому стилю речи относится этот текст? Докажите. 5. Определите тип речи. Докажите. 6.Художественно-выразительные средства: А) В предложениях 15, 20, 24 использованы…………………………… для описания вьюги и удручающего положения девочки. Б)Найдите сравнительные обороты в предложениях 15,20; В)С какой целью использована антитеза в 34 предложении? Г) «Боль кружила» (20 предложение) – какое художественно- выразительное средство?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера применения Художественные произведения Задача речиНарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать читателю чувства, которые испытывает автор Стилевые черты Высказывание образное, эмоциональное Языковые средства Множество изобразительно- выразительных средств; эмоционально- оценочных слов; риторических вопросов и восклицаний Эстетическая функция Эмоциональное воздействие на читателя
СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 1 уровень, базовый уровень 1.Выберите из данных примеров только словосочетания. Долго пиликал, возле ёлки, толстенький человек, кричал и плакал, дикая боль, попал в метель, в ревущую ночь, я дремала, наряжая ёлку, хочет увидеть. Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями? 2.В чём особенность словосочетания хочет увидеть. Составьте предложение и выделите грамматическую основу предложения. 3.Назовите способы связи в словосочетаниях. 2 уровень, повышенной трудности 1.Определите способы связи в словосочетаниях три класса и в трёх классах. 2.Укажите синонимичные словосочетания. Кирпичный дом Ваза из хрусталя Полосатые брюки Бежевая кофта 3. Чем отличаются данные примеры: в течение часа и в течении реки
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1 уровень, базовый уровень 1.Найти грамматическую основу и указать способы их выражения. *В детстве я ненавидела утренники. *Он был маленький, толстенький. *Я гляжу на его сияющее лицо и начинаю плакать. * Снег на закате розовый. 2.Определите, какие сказуемые являются составными: Он начнёт учиться. Он будет учиться. Он перестал заниматься. Он совсем задрал нос.Он задрал голову вверх. Я рад слышать вас. 3. Из 3 абзаца найдите Безличное предложение в составе сложного предложения. Предложение с однородными сказуемыми Предложение с обособленным обстоятельством. 2 уровень, повышенной трудности. 1.Выберите предложения с составным именным сказуемым и расставьте знаки препинания. Казалось всё осталось по-прежнему. Дворец казался островом печальным. Это мне только показалось. 2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звёздами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей. 1)1,3,4- выделяются 2 причастных оборота; 2)2,4-выделяются 2 причастных оборота; 3)1,3- выделяется причастный оборот; 4)1,2- выделяется деепричастный оборот
ВАРИАНТЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ п/ п СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 1В виде вопроса- ответа 2В виде предложения- тезиса, требующего пояснения 3В виде номинации названия темы 4С использованием лексических и синтаксических средств выразительности 5В виде предложения- цитаты