Учитель математики Учитель математики МБОУ « Тумакская СОШ » МБОУ « Тумакская СОШ » Сундутова К. М. Сундутова К. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод тригонометрических подстановок Презентацию выполнил: Ведин Артём.
Advertisements

Способы решения уравнений и неравенств. содержание Содержание Подстановка корней в имеющиеся ограничения Перебор значений целочисленного параметра Перебор.
С в о я и г р а Тема: Решение тригонометрических уравнений и неравенств 10 класс 10 класс Учитель математики МОУ «СОШ 20» Белова Татьяна Ивановна.
ОТБОР КОРНЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ МБОУ « Лицей города Абдулино »
Уравнения Содержание 1 Понятие уравнения и его свойства 2 Методы решения уравнений Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Функционально-графический.
Тригонометрические уравнения. Т р и г о н о м е т р и ч е с к и е у р а в н е н и я. Работа учеников 11 «А» класса гимназии 5 Научный руководитель, учитель.
Уравнения и неравенства Классная работа Урок 10.
Равносильность уравнений. Определение: Два уравнения называются равносильными, если их множества решений равны Два уравнения называются равносильными,
Линейное уравнение в целых числах Методическая разработка учителя Поляковой Е. А.
Стехов Игорь 10 класс. Отметить на линии синусов число а. Отметить все синусы, которые больше(меньше) числа а. Выделить на единичной тригонометрической.
C1 метод мажорант. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную общую точку, являющуюся.
Нестандартные приемы решения нестандартных уравнений и неравенств Разработала учитель математики МБОУ «СОШ 38» г.Чебоксары Карасёва Вера Васильевна.
Тригонометрические уравнения.. Цели проекта: систематизировать информацию по теме; преподнести её на доступном языке; создать тренажеры с самопроверкой.
Решение дробно- рациональных уравнений 9 класс. Определение. Уравнение вида где и – целые выражения, называется дробно-рациональным.
Решение тригонометрических уравнений. Найти правильный ответ COS X = a COS X = 1 SIN X = a COS X = 0 COS X = - 1 SIN X = 1 SIN X = - 1 SIN X = 0 X = (-1)
Тригонометрические уравнения.. I. Точки на единичной окружности действительные числа. Каждому действительному числу a соответствует одна точка единичной.
«Метод мажорант» Работа учащихся 11 «А» класса МОУ «Гимназия 5» Барышникова Александра, Барышниковой Виктории Научный руководитель: учитель математики.
Решение заданий ЕГЭ (типа В7) Тригонометрические выражения.
Содержание 1. Определение 2. Свойства модуля 3. Уравнение вида |f(x)| = a 4. Уравнение вида |f(x)| = g(x) 5. Уравнение вида |f(x)| = |g(x)| 6. Метод замены.
Задачи с параметрами В презентации представлен проект Т.П. Ефремовой «Решение задач с параметром в 7-11 классах». Данную работу можно использовать на уроках.
Транксрипт:

Учитель математики Учитель математики МБОУ « Тумакская СОШ » МБОУ « Тумакская СОШ » Сундутова К. М. Сундутова К. М.

В основу метода проверки корней тригонометрического уравнения следует положить понятие периода уравнения. Пусть дано, например, уравнение : Легко заметить, что периодом этого уравнения может служить угол 180°. Действительно, cos 4( х +180°)=cos (4 х + 2 *360°) = cos 4 х, sin 2( х +180°)= sin ( 2 х + 360°)= sin 2 х и т. д.

Чтобы найти период тригонометрического уравнения, достаточно найти периоды каждой функции, входящей в это уравнение, а затем отыскать их наименьшее общее кратное. Чтобы найти, пользуясь этим правилом, период вышеприведенного тригонометрического уравнения, надо рассуждать следующим образом : так как период каждой из функций sin 4 х и cos 4 х равен =90°, а период каждой из =90°, а период каждой из функций sin 2 х и cos 2 х есть 360° ̷ 2=180°, то периодом уравнения будет наименьшее общее кратное углов 90° и 180°, то есть 180°

Пример. Решить уравнение : cos 2 х + 3sin х = 2 (1) и проверить найденные корни. Имеем : (1-2sin² х )+3sin х =2, 2sin² х - 3sin х +1=0. Отсюда, sin х 1=1, sin х 2 =1/2 х 1= 360°n +90°, х 2= 180°n+ (-1) 30°

Полученное множество корней бесконечно. Чтобы проверить все корни, достаточно произвести проверку только тех из них, которые лежат в пределах одного периода уравнения. Так как периодом уравнения (1) служит угол в 360°, то проверить нужно лишь корни, которые удовлетворяют неравенству : -180°< х 180°. Если придавать n различные целые значения ( положительные, отрицательные или нуль ), то мы обнаружим лишь три корня, удовлетворяющие этому неравенству, а именно : 90°, 30°, 150°.

После подстановки их в исходное уравнение (1) найдем, что каждый из них обращает это уравнение в верное числовое равенство. Действительно, с os180° + 3sin90°=-1+3 = 2, cos60° + 3sin30°= + = 2, cos 300° + 3sin150°= + =2.

Есть одно затруднение, с которым сталкиваются : иногда общий вид углов, правильно найденный при решении тригонометрического уравнения, не совпадает с общим видом углов, указанным в ответе к задаче. Порой возникает сомнение в правильности своего решения. Рассеять это сомнение можно только посредством доказательства, что множество всех найденных корней и множество всех корней, определяемое общей формулой в ответе задачи, между собой совпадают.

Допустим, что при решении уравнения sin² - cos² = cos получены корни : х 1= 720°n ± 120°, х 2= 360°(2n+1), а ответ задачи дан в другой форме : х = 120°(2n+1).

Для того, чтобы убедиться в равносильности того и другого ответа, найдем сначала период уравнения ( он равен 720°), а затем отыщем в обоих случаях корни, лежащие в пределах этого периода, то есть удовлетворяющие неравенству : -360°< х 360°. -360°< х 360°. Легко убедиться, что такими корнями в обоих случаях будут лишь ± 120° и 360°. Совпадение корней, лежащих в пределах одного периода уравнения, указывает на равносильность обоих ответов.