Авторы учебного занятия Ширкина Наталья Викторовна Учитель математики гимназии 14 «Управления, экономики и права» Ширкина Лидия Куртовна Учитель Александровской с.о.ш. Ирбейского района
Цель: научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости Задачи: ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости; научить свободно ориентироваться на координатной плоскости; хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения; развивать творческие способности; активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств; воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат
Координатная прямая или координатная ось (ось x) - - прямая на которой выбраны: начальная точка О (начало отсчета), масштаб (единичный отрезок, т.е отрезок, длина которого считается равной 1) положительное направление. 0 х 1
Сколько точек соответствует каждому числу на координатной прямой?
Давайте вспомним название числовых промежутков открытый луч луч интервал отрезок полуинтервал х а х а ха х х а а
Существуют ли целые числа принадлежащие промежуткам? Назовите их (0;1) [3.4; 5) [2;4] (7.5; 8] НЕТ ДА (4) ДА (2, 3, 4) ДА (8)
Постройте геометрическую модель числовых промежутков: (-5,-3) (-1,7] (3, 6 ) [-2, 8]
Чтобы правильно занять свое место, в кинотеатре нужно знать две координаты – ряд и место
Те, кто в детстве играл в морской бой, помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой а в с е f к l m n d аналогично в шахматах
Гиппарх Птолемей Рене Декарт
Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.
Рене Декарт ( ) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
Х Ось абсцисс У ОсьординатОсьординат 0 Начало отсчета
Алгоритм построения точки А(х;у) в прямоугольной системе координат 1. На оси абсцисс найти точку х. 2. Через нее провести прямую, перпендикулярную оси абсцисс. 3. На оси ординат найти точку у. 4. Через нее провести прямую, перпендикулярную оси ординат. 5. Точка пересечения проведенных прямых и есть искомая точка A с координатами ( х ; у ) 6. Какие координаты имеет точка A? А ( -3 ; 3) А(x;y) y x
Теперь попробуйте находить координаты точек с помощью тренажера «Рыбка»«Рыбка»
Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок длиной 1 см. Отметьте точки: А(4;3) В (-3;4) С(1;0) D(0;3) E(-3;-2) F(5;-4)
B(-3;4) A(4;3) D(0;3) F(5;4) C(1;0) E(-3;-2) 0
Вариант 1 ( 2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1), (3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2), (- 4; 5), (0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8), (10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3)(4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8), (1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9), (- 3; - 9), (- 3; - 3), (- 7; - 3), (- 7; - 7), (- 8; - 7), (- 8; - 8), (- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1), (- 14; - 3),(- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4), (- 4;5), (2; 4), (6; 4). Вариант2 (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), (9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1), (- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5). Глаз: (- 6; 5)
Домашнее задание Нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных и «зашифруйте» его с помощью координат точек. Работу оформить в виде презентации.