1 Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни». ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗУ Н.С. ЛЕСКОВА «ЛЕВША».
2 Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова ( ), Порфирия Никитича Крылова ( ), Николая Александровича Соколова ( ), который составлен по начальным слогам их фамилий. В течение своей совместной работы они иллюстрировали работы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че- хова, М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».
Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра- ция ко 2 главе сказа.1974 г. Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.
4 Рисунок к 3-й главе сказа – В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».
5 ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА – 1965г.г. Этот рисунок ироничный. На иллюстрации Кукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.
6 Иллюстрация к 19-й главе сказа г.г. В 19-й главе завершается печальный Рассказ о трагической участи Левши – «великого маленького человека». Кукрыниксы запечатлели мёртвого Левшу на полу в коридоре простонародной Обухвинской больницы, где «неведомого сословия всех умирать принимают», встречу доктора Мартын-Сольского с разгневанным графом Чернышёвым и, Наконец, ружьё с таким стволом, в котором пули болтаются. Художник предпочёл изобразить мёртвого Левшу рядом со дворцом, охраняемом часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?