Формальная композиция. Формальная композиция. Законы, правила, приемы и средства композиции. Подготовила: учитель ИЗО МБОУ «Художественно- технологический лицей города Кирова» Д.Р. Деветьярова
Композиция (от лат. compositio) составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
Основные законы композиции: Закон целостности Закон соподчинения Закон равновесия
Правила и приемы композиции : Доминанта Симметрия/асимметрия Статика/динамика Ритм Контрасты, нюансы, аналоги
Средства композиции: Формат Композиционный центр, Равновесие Целостность Соподчинение Ритм Контраст Динамика/статика Симметрия/асимметрия Доминанта
Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции:
Закон целостности- объединение элементов, частей в единое целое. рисунок 1рисунок 2
Закон соподчинения – подчинение всех элементов изображения доминанте рисунок 3рисунок 4
Закон равновесия- состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой рисунок 5рисунок 6
Доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные рисунок 7рисунок 8
рисунок 9 рисунок 10 Симметрия - равномерное размещение элементов по оси Асимметрия - неравномерное размещение элементов
Динамичная композиция - при которой создается впечатление движения Статичная композиция - создает впечатление неподвижности рисунок 11рисунок 12
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. рисунок 13 рисунок 14
Контраст - противопоставление в композиции Нюанс (франц. nuance) - тонкое различие, едва заметный переход. Акцент - (лат. « ударение » ) – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции Аналог (греч. « сходство » ) – одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции
Виды контрастов: рис. 15 контраст по цвету
рис. 16 контраст размерарис. 17 контраст формы Виды контрастов:
рис. 18 контраст фактур Виды контрастов:
Нюанс Нюанс рис. 19 нюанс по цвету и по форме
Акцент рис. 20 цветовой акцентрис. 21 акценты по цвету и размеру
Аналог рис. 22 аналоги по форме и цвету
Зачем изучать формальную композицию? Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения рис. 23 Диего Веласкес. Сдача Бреды.
рис. 24 Казимир Малевич «Супрематизм. Беспредметная композиция» рис. 25 Василий Кандинский «Композиция 8»
Теперь выполним задания:
Задание 1. Равновесие в композиции. С помощью 3-6 геометрических фигур создать композицию и передать равновесие рис. 26 равновесие в композиции
Задание 2. Доминанта. С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой рис. 27 доминанта в композиции
Задание 3. Статика и динамика. С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную композицию; б) динамичную композицию; рис. 28 статика в композиции рис. 29 динамика в композиции
Задание 4. Симметрия и асимметрия. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную композицию; б) ассиметричную композицию; рис. 30 симметрия в композициирис. 31 ассиметрия в композиции
Задание 5. Ритм. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции рис. 32 ритм в композиции
Задание 6. Контраст. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать: а) цветовой контраст; б) контраст фактур рис. 33 цветовой контрастрис. 34 контраст фактур
Задание 7. Нюанс, акцент аналог. С помощью геометрических фигур создать на выбор: а) нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в композиции рис. 35 нюансрис. 36 акцентрис. 37 аналог
Домашнее задание. Разобрать композиционную структуру любой живописной картины (на ваш выбор) Поль Сезанн. Персики и груши Рафаэль. Сикстинская мадонна рис. 38
Список литературы: 1. Голубева, О. Л. [Текст] Основы композиции: Учебное пособие-2-е изд/ О. Л. Голубева –М.: Изд. дом «Искусство», с. ISBN Паранюшкин, Р. В. [Текст] Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. Изд. 2-е. Ростов н/Д : Феникс, , [4] с. : ил. (Школа изобразительных искусств).ISBN Чернышев, О. В. [Текст] Формальная композиция. Творческий практикум/ О.В. Чернышов -Мн.: Харвест, с. ISBN