Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой Они им чуют, слышат воды... Ф.И. Тютчев
ЗАДАЧИ: раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды; раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека; определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека; познакомиться с основными мерами охраны рыб; познакомиться с основными мерами охраны рыб; обобщить знания об особенностях строения рыб; обобщить знания об особенностях строения рыб; познакомиться с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО. познакомиться с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.
«Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение».
Домашнее задание. Стр Стр на оценку «3» краткое сообщение о любом представителе рыб; - на оценку «4-5» проект о приспособленности различных рыб в условиях водной среды. условиях водной среды.
Разнообразие внешнего вида: ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены), ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены), ПЛОСКИЕ (скаты, камбала), ПЛОСКИЕ (скаты, камбала), ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна), ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна), ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы), ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы), ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать. ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
1. Что же определяет окраску рыб? 2. Как называется такая окраска рыб? 3. Что обозначает термин "эволюция "? 4. Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства?
Заполнить таблицу, используя стр КлассПодклассОтрядПредставители ХрящевыеАкулы Скаты КостныеПодкласс хряще – костные Костистые Осетровые сельдеобразные, тресковые, карпообразные Двоякодышащие Кистеперые
Главный вывод: Многообразие рыб результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.
Значение рыб: Регуляция численности; Регуляция численности; Цепи питания; Цепи питания; Объект промысла; Объект промысла; Рыбий жир; Рыбий жир; Источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I; Источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I; Диетическое питание; Диетическое питание; Кормовая мука; Кормовая мука; Минеральные удобрения; Минеральные удобрения; Названия городов: г.Бычки, г.Елец, г. Ершов, г.Судак. Названия городов: г.Бычки, г.Елец, г. Ершов, г.Судак.
В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды рыб: -Таймень (семейство лососевые); - Арктический голец (семейство лососевые; - Муксун; -Тугун.
Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме: Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:
Уровень 1 (задания на «3») Выбрать номера правильных суждений: 1. Развитие рыб происходит только в воде. 2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая. 3. Жаберные крышки есть у всех рыб. 4. Кровеносная система рыб замкнутая. 5. Сердце рыб однокамерное. 6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки. 7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов. 8. Органами выделения у рыб служат почки. 9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение. 10. Температура тела рыб постоянная.
Уровень 2 (задания на «4 - 5») Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку. I – нервная система I – нервная система II - кровеносная система II - кровеносная система III – пищеварительная система III – пищеварительная система IV дыхательная система IV дыхательная система V выделительная система V выделительная система VI система опоры и движения VI система опоры и движения VII половая система VII половая система 1 плавники 1 плавники 2 жабры 2 жабры 3 мышцы 3 мышцы 4 вены и артерии 4 вены и артерии 5 позвоночник 5 позвоночник 6 мочевой пузырь 6 мочевой пузырь 7 череп 7 череп 8 печень 8 печень 9 ребра 9 ребра 10 желудок 10 желудок 11 плечевой пояс 11 плечевой пояс 12 мочеточник 12 мочеточник 13 почки 13 почки 14 головной мозг 14 головной мозг 15 семенники 15 семенники 16 спинной мозг 16 спинной мозг 17 нервы 17 нервы 18 яичник 18 яичник 19 передний мозг 19 передний мозг 20 яйцеклетка 20 яйцеклетка 21 мозжечок 21 мозжечок 22 сердце 22 сердце
О рыбах много знаем мы, И в то же время очень мало; И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало!
Правильные ответы: Уровень 1: Уровень 1: 1, 2, 4, 7, 8, 9. 1, 2, 4, 7, 8, 9. Уровень 2: Уровень 2: I - 14, 16, 17, 19, 21. I - 14, 16, 17, 19, 21. II - 4, 22. II - 4, 22. III - 8, 10. III - 8, 10. IV - 2. IV - 2. V - 6, 12, 13. V - 6, 12, 13. VI - 1, 3, 5, 7, 9, 11. VI - 1, 3, 5, 7, 9, 11. VII - 15, 18, 20. VII - 15, 18, 20.