Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений.
Цель урока: Цель урока: 1. Систематизировать и обобщить знания об обращении. 2. Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). 3. Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
1. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ОБРАЩЕНИЕМ? ОБРАЩЕНИЕМ 2. С КАКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ПРОИЗНОСИТ ГОВОРЯЩИЙ ОБРАЩЕНИЕ?ИНТОНАЦИЕЙ 3. КТО (ЧТО) ЯВЛЯЕТСЯ АДРЕСАТОМ РЕЧИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ? АДРЕСАТОМ РЕЧИ 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.
Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли ты, старый, загадку?
Интонация звательная. Обращение = звательный падеж в древнерусском языке. «Пойди, КНЯЖЕ, с нами в дань» («Повесть временных лет»), «Милостивый государь БАТЮШКО!» (из письма царевича Алексея к царю Петру).
АДРЕСАТ РЕЧИ: фамилия, имя, отчество лица фамилия, имя, отчество лица наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям кличка животного кличка животного неодушевлённые предметы неодушевлённые предметы
Сыпь ты, черёмуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу! С.Есенин
ОБРАЩЕНИЕНЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Лингвистическая задача Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч?
Домашнее задание. Задание на выбор: 1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите. 2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?