Послеоктябрьская публицистика
В.Г.Короленко М.Горький И.Бунин «Несвоевременные мысли» «Окаянные дни» Письма и дневники
Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы. Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально- политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.
М. Горький в «Несвоевременных мыслях»: о революции «Нет,- в этом взрыве зоологических инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной революции. Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии» о народе«Народ пассивен, но –жесток, когда в руки его попадает власть» «Прославленная доброта его души – карамазовский сентиментализм» «Народ ужасающе невосприимчив к внушениям гуманизма и культуры» Причина: «Условия в которых он жил, не могли воспитать в нем ни уважения к личности, ни сознания прав гражданина, ни чувства справедливости, - это были условия полного бесправия, угнетения человека, бесстыднейшей лжи и зверской жестокости»
Об интеллигенции. Известная часть русской интеллигенции очень быстро дошла до славянофильства, панславизма, мессианства; Заразив вредной идеей самобытности другую часть мыслящих людей, которые, мысля по-европейски, чувствовали по-русски, и это привело их к Сентиментальному полуобожанию «народа», воспитанного в рабстве, пьянстве. Мрачных суевериях церкви и чуждого красивым мечтам интеллигенции». Пролетарская интеллигенция. «Вечный революционер» является духовным наследником всей массы идей, двигающих человечество к совершенству, и эти идеи воплощены не только В разуме его, но и в чувствах, даже в области подсознательного. Для этого человека люди – неисчерпаемая,живая сила, вечно творящая новые, мысли, идеи, вещи, формы быта. Он хотел бы оживить, одухотворить весь мозг мира» «Когда–нибудь беспристрастный голос истории расскажет Миру о том, как велика, героична и успешна была работа пролетарской интеллигенции.»
И.А.Бунин писал в «Окаянных днях»: о революции «День и ночь живем в оргии смерти и все во имя светлого будущего, которое будто бы должно родиться из этого дьявольского мрака» «Революция – это кровавая игра в перемену местами» о народе «Красный народ» - это те разбойнички, шатуны, бунтари, которые являют небывалое в мире разложение. Это народ, Который кажется гораздо более страшным, чем казались нашим предкам печенеги. Это народ, на лицах которых нет обыденности, простоты. Все они сплошь отталкивающие, пугающие злой тупостью, каким-то угрюмо-холуйским вызовом всему и всем» Есть другой народ, и он заслуживает большего уважения. Он сеет хлеб и боится, что большевики придут и отберут его. Об интеллигенции Интеллигенция не знала своего народа, мечтала о «народушке», «богоносце», а народ жил первобытно. И от этого незнания народа интеллигенцией вышел «великий дурман»
В.Короленко: о революции«В пекло политической борьбы брошено все, чем до сих пор дорожил и мог гордиться человек…Внезапно, как-то катастрофически бесследно угасла повсюду вера в честность, в порядочность, в искренность, в прямоту. У человека к человеку не стало любви, не стало уважения. Забыты и обесценены. Растоптаны все прежние заслуги перед обществом, перед литературой, перед Родиной.» о народе«Русский народ якобы религиозен. Но теперь религии нигде не чувствуется. У нас нет веры, устойчивой, крепкой, светящей свыше временных неудач и успехов.» об интеллигенции «Наша интеллигенция, вместо того, чтобы мужественно и до конца сказать правду народу, когда он явно заблуждается и дает себя увлечь на путь лжи и бесчестия.- прикрывает отступление и изменяет истине».
Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа. Общее
Для Горького революция – «судорога», за которую должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции. И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения. Отношение к революции
М.Горький рассмотрел в нем дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть. Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбойниками», и тех, кто несет вековые русские традиции. В.Короленко утверждает, что народ – это организм без костяка, мягкотелый и неустойчивый, явно заблуждающийся и дающий себя увлечь на путь лжи и бесчестия. Отношение к народу