1 Борьба Руси за независимость в ХIII – начале ХIV в.: Выбор князя Александра Невского ПРИЛОЖЕНИЕ 2
2 Тогда от слова независим, Тогда от слова независим, С вещей срываю пелену, С вещей срываю пелену, И чутко прикасаюсь к высям И чутко прикасаюсь к высям И опускаюсь в глубину И опускаюсь в глубину Л. Озеров Л. Озеров
3 Этапы урока: Организация групп по интересам учащихся. Постановка проблемы урока: выбор князя Александра Невского. Просмотр фрагмента видиофильма «Образы русской истории» из серии «Третьяковская галерея», рассказывающего о картине П. Корина «Александр Невский». Выполнение учащимися заданий в группах: обмен мнениями, выработка общих позиций, формулирование ответа, отчет о работе группы. Обсуждение ответов групп, их краткий анализ. Подведение итогов урока: выводы по теме.
4 Группа 1- историки советского периода истории России Задание: Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского? Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?
5 Дополнительная информация, которая может помочь при подготовке ответа: 1. Прошло 12 невероятно долгих и тревожных дней с начала Великой Отечественной войны, прежде чем к советскому народу обратился по радио сам И. Сталин. Он выступил рано утром 3 июля 1941г. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»
6 2. Из речи И. Сталин 7 ноября 1941г.: «… Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»
7 Группа 2- искусствоведы Задание Внимательно рассмотрите картину и постройте рассказ, ответив на два вопроса: Внимательно рассмотрите картину и постройте рассказ, ответив на два вопроса: 1. Какое впечатление на вас произвела картина? 2. Каким вы увидели князя в изображении художника? Какие выразительные средства использовал Павел Корин для создания образа Александра Невского? Какие выразительные средства использовал Павел Корин для создания образа Александра Невского? Учтите, что художник никогда до этого не писал исторических картин. Учтите, что художник никогда до этого не писал исторических картин.
8
9 Группа 3- историки искусства Задание Используйте дополнительные материалы и свои знания по курсу мировой художественной культуры для ответа на вопросы: Используйте дополнительные материалы и свои знания по курсу мировой художественной культуры для ответа на вопросы: 1. Какие символические образы древнерусского искусства помогли П. Корину создать героический образ Александра Невского? 2. С какой целью художник использовал их?
10
11
12 Группа 4- историки русского средневековья Задание: Используйте исторические сведения о событиях российской истории ХIIIв. и ответьте на вопросы: 1. Почему П. Корин, создавая героический образ Александра Невского, обращается к Ледовому побоищу? Разве у князя не было других побед? Разве у князя не было других побед? 2. Почему князь Александр Невский канонизирован?
13 Св. блгв. князь Александр Невский и великий князь московский Иоанн Калита. Роспись северо- западного столпа Благовещенского собора XVI в.
14 Группа 5- литературоведы Задание Прочтите еще раз отрывки из поэмы «Скифы» А. Блока 1. Почему автор фильма об историческом портрете Александра Невского, созданном П. Кориным, обращается к строкам А. Блока? 2. Случайно ли художник придает лицу князя не славянские черты?