Тема урока: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами». Обобщение изученного Кайгородова Людмила Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, отличник образования РС (Я). Педагогический стаж 36 лет.
1. Карточка учета выполнения домашнего задания
2. Работа над ошибками, допущенными в домашнем задании 1) Расставьте правильно знаки препинания. Леса, луга поёмные ручьи и реки русские весною хороши. Поёмный – заливаемый в половодье. 2) Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы: зам…рала р…сти пр…встал
2. Работа над ошибками, допущенными в домашнем задании 3) Выпишите из текста фразеологизмы, объясните их значение. Лушин был очень добродушен и любезен, сообщил мне названия и свойства разных трав и цветов и вдруг, как говорится, ни к селу ни к городу, воскликнул, ударив себя по лбу: «А я дурак думал, что она кокетка!». (И.С. Тургенев «Первая любовь»). У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний был и так и сяк, Младший вовсе был дурак. (П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
3. Закрепление знаний и умений 1) Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.
3. Закрепление знаний и умений 2) Обобщающие слова при однородных членах. 3) Конкурс на самостоятельное составление подблоков со словами: как-то, а именно, например., а именно:, и
3. Закрепление знаний и умений 4) Составление схем соединения однородных членов предложения
3. Закрепление знаний и умений 5) Использование в речи предложений с однородными членами и обобщающими словами
4. Контроль-тестирование Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая. 1) Пустой безлюдный берег навевал скуку. 2) Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье, кольчуги звон и крик, и ржанье. 3) Квартира Александра хотя и просторна, но не изящна и сумрачна. 4) Он был в плисовых вытертых штанах. 5) В крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.
5. Итоги Как доказать, что найденные члены предложения являются однородными? Аргументировать ответ, пользуясь таблицей. Однородные члены предложения 1)относятся к одному и тому же слову, 2)отвечают на вопрос одного и того же члена предложения, 3)соединены сочинительной связью, 4)характеризуются перечислительной интонацией. Обобщающие слова 1)обозначают более общее понятие для однородных членов, 2)отвечают на вопрос того же члена предложения, что и однородные члены, 3)являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
5. Итоги Как доказать, что найденные члены предложения являются однородными? Аргументировать ответ, пользуясь таблицей. Однородные определения 1)называют различные признаки нескольких однотипных предметов (голубые, синие, лиловые васильки), 2)характеризуют предмет с одной стороны. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (молодой частый лес).