КАБИНЕТ БОС- ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ. Развитие связной речи на «Курсе коррекции и профилактики заикания». Учитель-логопед Иванова Л.В., высшая квалификационная категория. 2009г.
Формирование диафрагмально - релаксационного дыхания.
КАБИНЕТ БОС - ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ Метод БОС – современный не медикаментозный метод коррекции нарушенных функций организма, основанных на целенаправленной активации резервных возможностей организма. Метод БОС – современный не медикаментозный метод коррекции нарушенных функций организма, основанных на целенаправленной активации резервных возможностей организма. БОС – передача информации о состоянии выбранной для управления физиологической функции посредством световых и звуковых сигналов, которые воспринимаются органами чувств, переработка этих сигналов в структурах головного мозга и, как результат, выработка навыка управления этой функции, коррекции её параметров. БОС – передача информации о состоянии выбранной для управления физиологической функции посредством световых и звуковых сигналов, которые воспринимаются органами чувств, переработка этих сигналов в структурах головного мозга и, как результат, выработка навыка управления этой функции, коррекции её параметров.
У пациентов вырабатывается ДРД, используемое в качестве регистрируемого и управляемого параметра ДАС (дыхательная аритмия сердца). В результате восстанавливаются межсистемные связи, в большей степени из-за нормализации вегетативной регуляции, что ведёт к активации внутренних резервов организма. Итак, БОС – ключевой механизм саморегуляции. С помощью приборов БОС пациент может увидеть и услышать, как работает его организм, получает информацию о висцеральных функциях (внутреннем состоянии своего организма).
При этом старые стереотипы стираются, формируются новые на уровне головного мозга. Меняется гомеостаз организма, и человек пользуется навыками без БОС после окончания курса. Цель БОС: дать возможность восстановить здоровье и пользоваться навыками без биологически обратной связи. Цель БОС: дать возможность восстановить здоровье и пользоваться навыками без биологически обратной связи. Составляющие БОС: пациент, спецаппаратура, специалист. Составляющие БОС: пациент, спецаппаратура, специалист. Преимущества БОС: индивидуален; индивидуален; сочетается с другими методами; сочетается с другими методами; неинвазивен; неинвазивен; безболезнен; безболезнен; объективен; объективен; постоянный контроль; постоянный контроль; дозировка точная; дозировка точная; высокий уровень мотивации; высокий уровень мотивации; используются резервные возможности; используются резервные возможности; наглядность. наглядность.
Этапы работы на аппарате БОС: Этапы работы на аппарате БОС: 1. Диагностический ( 2-3 занятия ) Сюжеты: « Описания » Сюжеты: « Описания » « Без БОС » « Без БОС » 2. Подготовительный ( 7-9 з. до з.). Сюжеты: « Столбик » Сюжеты: « Столбик » « Забор » « Забор » « Анимация » « Анимация » « Полосы » « Полосы » 3. Основной. Работа над основными компонентами речи. ( 4 – 5 з. до 8 – 10 з. ) ( 4 – 5 з. до 8 – 10 з. ) Сюжеты: « Открывание » Сюжеты: « Открывание » 4. Формирование навыков плавной, слитной, интонированной речи ( 10 – 12 з. ). Сюжеты: « Строки » Сюжеты: « Строки » « Текст » « Текст » « Пересказ » « Пересказ » « Описание » « Описание » « Сюжет без БОС » « Сюжет без БОС »
Параметры результативности графиков и таблиц. Параметры результативности графиков и таблиц. Число дыханий уменьшается до Число дыханий уменьшается до 8 – 12 дыханий в минуту. ДАС увеличивается. ДАС увеличивается. ЧСС уменьшается. ЧСС уменьшается. Среднее значение ЧСС начинает соответствовать возрастной норме. Среднее значение ЧСС начинает соответствовать возрастной норме. Пульсограмма и кривая дыхания синхронизируется в большинстве дыхательных циклов. Пульсограмма и кривая дыхания синхронизируется в большинстве дыхательных циклов. Улучшается периферическое кровообращение. Улучшается периферическое кровообращение.
Значения второго - четвёртого этапов. 2 этап предназначен не только для формирования ДРД, но и снижения или устранения логоневрологических проявлений, тревоги, избыточного психо-эмоционального и мышечного напряжения, купирование вегетативный дисфункций, подготовки мышц артикуляционного аппарата к дальнейшей работе на этапах формирования речевого синергизма. 2 этап предназначен не только для формирования ДРД, но и снижения или устранения логоневрологических проявлений, тревоги, избыточного психо-эмоционального и мышечного напряжения, купирование вегетативный дисфункций, подготовки мышц артикуляционного аппарата к дальнейшей работе на этапах формирования речевого синергизма. Для дошкольников несёт нагрузку в проведении психотерапевтической работы по коррекции общеневротических и логоневрологических проявлений ( по показаниям), воспитания волевых качеств, формирования пространственный представлений, развитию зрительно – двигательного гнозиса. 3-4 этапы открыли возможность проявления недостатка слухового внимания и слуховой памяти дошкольника. Память на слух должна зафиксировать, переработать и в речевом оформлении выдать фразу на плавном, слитном выдохе. Оказалось, что предложения из 4-6 слов могут вызывать непреодолимую трудность при первом повторении. Это состояние памяти не проявляется так явственно на занятиях логопеда логогруппы. Во – первых, есть определённое время подумать, повторить часть фразы за логопедом. На сеансе БОС такие уловки отсутствуют и с первых занятий проявляют необходимость дополнительного развития именно речевого внимания и речевой памяти. Фраза «ест киска суп из миски» требует у таких дошкольников предварительной работы в виде вопросов по пониманию слов в данном контексте, проговаривания по частям предложения. 3-4 этапы открыли возможность проявления недостатка слухового внимания и слуховой памяти дошкольника. Память на слух должна зафиксировать, переработать и в речевом оформлении выдать фразу на плавном, слитном выдохе. Оказалось, что предложения из 4-6 слов могут вызывать непреодолимую трудность при первом повторении. Это состояние памяти не проявляется так явственно на занятиях логопеда логогруппы. Во – первых, есть определённое время подумать, повторить часть фразы за логопедом. На сеансе БОС такие уловки отсутствуют и с первых занятий проявляют необходимость дополнительного развития именно речевого внимания и речевой памяти. Фраза «ест киска суп из миски» требует у таких дошкольников предварительной работы в виде вопросов по пониманию слов в данном контексте, проговаривания по частям предложения. Так же активно проявляется на 3 этапе уровень сформированности фонетических и фонематических возможностей ребёнка, есть ли необходимость и предпосылки для перехода на более сложный уровень автоматизации или дифференциации звуков. Так же активно проявляется на 3 этапе уровень сформированности фонетических и фонематических возможностей ребёнка, есть ли необходимость и предпосылки для перехода на более сложный уровень автоматизации или дифференциации звуков.
«Курс коррекции заикания» Задачи, решаемые на занятиях при заикании, логоневрозах, темпо-ритмической организации речи. Задачи, решаемые на занятиях при заикании, логоневрозах, темпо-ритмической организации речи. 1. Воспитание навыков правильной речи: - постановка диафрагмального дыхания; - правильное физиологическое и речевое дыхание; - работа над голосом; - опора на гласные звуки; - работа над артикуляцией, слогом, словом; - неторопливый темп; - ритмизация речи; - слитная, плавная, интонированная речь.
2. Купирование речевых судорог, нежелательных вспомогательных сопутствующих движений во время речи. 2. Купирование речевых судорог, нежелательных вспомогательных сопутствующих движений во время речи. 3. Устранение тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи вне речи и во время речи. 3. Устранение тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений, речевой тревоги, речевой неуверенности, фиксации на дефекте речи вне речи и во время речи. 4. Снятие мышечного, психо-эмоционального напряжения. 4. Снятие мышечного, психо-эмоционального напряжения. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи. 6. Формирование адекватного отношения к своему дефекту речи. 7. Развитие уверенного речевого поведения: 7. Развитие уверенного речевого поведения: - переход от подготовленных форм речи к самостоятельной импровизации; - формирование готовности к речевому общению в разных жизненных ситуациях; - овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнений и эмоционального возбуждения. 8. Социальная адаптация личности пациента. 8. Социальная адаптация личности пациента. 9. Профилактика рецидивов и возникновения заикания. 9. Профилактика рецидивов и возникновения заикания.
Последовательность работы в кабинете БОС – лого по курсу «Заикание». 1 этап коррекции: постановка диафрагмального дыхания без БОС; постановка диафрагмального дыхания без БОС; оптимизация мышечного тонуса, обучение релаксации; оптимизация мышечного тонуса, обучение релаксации; развитие мелкой(ручной, пальцевой), общей моторики, артикуляционной, мимической моторики; развитие мелкой(ручной, пальцевой), общей моторики, артикуляционной, мимической моторики; развитие ритмической способности у детей (речь – ритм – мышление); развитие ритмической способности у детей (речь – ритм – мышление); 2 этап коррекции: 2 этап коррекции: формирование ДРД на БОС; формирование ДРД на БОС; работа над просодикой; работа над просодикой; пропевание гласных, различных слогов, слов; пропевание гласных, различных слогов, слов; проговаривание словосочетаний, предложений, стихотворений, упражнений; проговаривание словосочетаний, предложений, стихотворений, упражнений; работа с текстом, ответы на вопросы; работа с текстом, ответы на вопросы; самостоятельное оформление речи на слитном, плавном, интонированном выдохе. самостоятельное оформление речи на слитном, плавном, интонированном выдохе. Степени самостоятельности речи (от шёпотной): сопряжённая, сопряжённая, сопряжено – отражённая, сопряжено – отражённая, отражённая, отражённая, вопросно – ответная формы общения. вопросно – ответная формы общения.
Планы занятия по заиканию включают в себя поэтапно: Релаксацию. Релаксацию. Психотерапевтическое внушение. Психотерапевтическое внушение. Дыхательную гимнастику. Обучение методу диафрагмального дыхания. Дыхательную гимнастику. Обучение методу диафрагмального дыхания. Тренировку мышц языка, мышц глотки и мягкого нёба, мимических мышц. Тренировку мышц языка, мышц глотки и мягкого нёба, мимических мышц. Тренировку губ, артикуляционную гимнастику. Тренировку губ, артикуляционную гимнастику. Релаксационную комплексную гимнастику. Релаксационную комплексную гимнастику. Мимические упражнения вне речи и во время речи. Мимические упражнения вне речи и во время речи. Упражнения на координацию движений с речью. Упражнения на координацию движений с речью. Работу над силой и высотой голоса. Работу над силой и высотой голоса. Работа над интонированием и логическим ударением. Работа над интонированием и логическим ударением. Упражнения на быстрое переключение артикуляции. Упражнения на быстрое переключение артикуляции. Отработку умения замедлять темп речи. Отработку умения замедлять темп речи. Речевые упражнения. Речевые упражнения. Устранение звукофобии. Устранение звукофобии.
Занятие по заиканию. Тема: Сопряжённо-отражённая речь. Лексическая тема « Осень». Цели: Цели: Снятие мышечного, психо-эмоционального напряжения с помощью упражнений на аппарате БОС. Снятие мышечного, психо-эмоционального напряжения с помощью упражнений на аппарате БОС. Воспитание удлинённого выдоха, мягкой атаки голоса. Воспитание удлинённого выдоха, мягкой атаки голоса. Развитие речевого дыхания. Развитие речевого дыхания. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие темпа, ритма, координации движений. Развитие темпа, ритма, координации движений. Закрепление речевых навыков в сопряжённо-отражённой речи. Закрепление речевых навыков в сопряжённо-отражённой речи. Закрепление знаний по теме «Осень» Закрепление знаний по теме «Осень» Воспитание уверенного поведения. Воспитание уверенного поведения. Оборудование: аппаратура БОС, мяч.
Ход занятия. Ход занятия. На аппарате БОС: На аппарате БОС: Периоды отдыха (2мин.) сменяются периодами работы (2 –3мин.) от простого к сложному: «Анимация» - «Открывание»- «Строки». (2 –3мин.) от простого к сложному: «Анимация» - «Открывание»- «Строки». Игра с мячом. Вопросно–ответная форма общения на выдохе. Игра с мячом. Вопросно–ответная форма общения на выдохе. - Какое время года на улице? - Какое время года на улице? - Назови первый месяц осени? - Назови первый месяц осени? - Назови второй месяц осени? - Назови второй месяц осени? - Назови третий месяц осени? - Назови третий месяц осени? - Назови три месяца? - Назови три месяца?
Мелкая моторика, темп. Мелкая моторика, темп. Как идёт дождик осенью? Как идёт дождик осенью? ( движения кистями рук) Ребёнок хлопает, взрослый читает стихотворение: Ребёнок хлопает, взрослый читает стихотворение: Капля- раз, капля- два, Капли медленно сперва: Кап –кап –кап. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять Кап,кап,кап,кап…. Дождик закончился, светит солнышко (движения кистями рук).
Координация движений с речью. Координация движений с речью. А что можно делать после дождика? А что можно делать после дождика? По лужицам скакать! Что делать после дождика? Что делать после дождика? Кораблики пускать! Что делать после дождика? Что делать после дождика? На радуге качаться! Что делать после дождика? Что делать после дождика? Да просто улыбаться!
Игра -драматизация стихотворного текста. Какое время года наступит после осени? Рано – рано выпал снег. Рано – рано выпал снег. Удивился человек: «Это снег? Не может быть! «Это снег? Не может быть! На дворе? Не может быть! На траве? Не может быть! В октябре? Не может быть! Неужели это снег?» - Не поверил человек.
Наращивание предложений. Наращивание предложений. Повторяй за мной : Снег. Снег. Падает снег. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег. Тихо падает белый пушистый снег.Итог.Похвала: Я молодец. Я молодец. Я хорошо занималась. Я хорошо занималась. Я красиво говорю. Я красиво говорю. У меня хорошее настроение. У меня хорошее настроение.