Всегда Есть тот, Кто забивает гвозди. Всегда Есть тот, В кого забивают гвозди. И у тебя есть выбор. А.Шмидт А.Шмидт
Выбор Позитивный Негативный Двойственный Двойственный
Контраст как стилистическая фигура
Цель урока: проанализировать текст рассказа через исследовательскую работу. проанализировать текст рассказа через исследовательскую работу.Задачи: рассмотреть сюжет и композицию рассказа; рассмотреть сюжет и композицию рассказа; дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ. дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ.
Он хотел, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям...
История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
40-е годы 19века - время царствования Николая I. 1. В войсках свирепствовала палочная дисциплина. 2. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогонялисквозь строй. 3. Солдат обязан был ударить наказуемого шпицрутенами по голому телу. 4. Человека нередко забивали насмерть.
21век (эпоха, в которой живёт читатель) 40-е годы 19в,время Николая I (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая II (современная автору эпоха) Перекличка эпох в рассказе «После бала»
Литературоведческая справка Контраст Контраст – противоположение – стилистический приём, противопоставление явлений и понятий
контраст контраст в композиции рассказа в системе образов в языковых средствах в описаниях
Задачи исследования Выбрать одно из понятий кластера, в котором использован приём контраста Выбрать одно из понятий кластера, в котором использован приём контраста Выяснить, как через контраст раскрывается данное понятие Выяснить, как через контраст раскрывается данное понятие Защитить мини – проект. Защитить мини – проект.
Виды проектов: Буклет Презентация Исследование по Сократу Таблица «Двойной дневник»
Контраст как композиционный приём как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: Рассказ заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. вступление на балу после бала заключение
Контраст как композиционный приём БалЭкзекуция Утро Угрюмость ГореСчастье Весёлость Ночь
Контраст в системе образов Полковник Гости на балу Толпа на улице Герой на улице Наказуемый Герой на балу
На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого? Полковник Контраст в системе образов
Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Была ли перед героем ситуация выбора? Как характеризует героя его решение? Иван Васильевич
Наблюдение над языковыми средствами На балу : бал бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный хозяева бала добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр
Экзекуция: улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах наказывае мый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин) Значение рассказа «После бала»
Рефлексивная карта Что нового узнал? Чему научился? Какие виды деятельности были наиболее эффективными?