Наличие и выбор на уроке методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся когда они действительно превращаются из потребителей знаний в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действий, выбор способа действия, выбор способов взаимодействия, свобода творчества и др.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самосознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Урок по физике в 9 классе
Деление на группы производится по качеству знаний и мониторингу модальности « Теоретики » « Экспериментаторы » « Математики » « Биологи » « Медики » « Экологи »
- умеют анализировать - большая работоспособность - умеют самостоятельно выполнять задания - Аудиалы, визуал « Математики » -высокий уровень познавательной активности -умение работать с формулами -делать выводы -кинестетики «Теоретики» -высокий уровень познавательной активности -долгосрочная память -высокая скорость чтения -визуалы
- организационные умения и навыки - хорошая скорость чтения - визуалы, аудиалы «Медики» -коммуникативные умения и навыки -высокая работоспособность -визуалы, аудиалы «Экологи» -Высокая работоспособность -Информационные умения и навыки
Если разделить детей по группам именно так, то I. Дети будут удовлетворены II. Не будут раздражительны III. Не будет психического расстройства Все дети справятся с заданиями, а это приведет к хорошем результатом. Успех гарантирован !
Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
Распределить 10 слов по группам - вижу, слышу, чувствую. ( дом, мама, соловей, улей, башня, вода, зима, кожа, врач, взрыв )
« Теоретики » - обсудить информацию о звуке, звуковых колебаниях, ультразвуке, инфразвуке. Выберите из текста ту информацию, которая для вас является новой. Составить кластер вашей группы. ( определить субъектный опыт ученика ) « Экспериментаторы » - получить звук с помощью металлической линейки и камертона. Прослушав эти звуки ответить на вопросы : чем отличается звук полёта шмеля от писка комара ? ( развитие умения находить и решать проблемы, составляющие основу задачи ) « Математики » - решить задачи на нахождения частоты колебаний, периода, длины звуковой волны. ( Развитие конкретности - т. е. структура должна быть конкретной и ясной ) « Биологи » - рассказать о строении ухо и о способности его воспринимать звуковые колебания. Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданием и первоначальным представлениям. ( практичность, динамичность ) « Медики » - исследовать воздействие громких звуков на здоровье человека. Составить кластер вашей группы ( формирование ЗОЖ ) « Экологи » - решить глобальную проблему борьбы с шумовыми загрязнениями окружающей среды. Сделать выводы, которые были бы значимы для дальнейшей жизни. Составить кластер вашей группы. ( формирование ЗОЖ )
Теоретики Работа с текстом Найдите в тексте новые понятия и запишите их. Что, не ждали? Выберите информацию, которая является неожиданной. Последние новости Запишите информацию новую для вас. Жизненная мудрость Определите ключевую фразу. Иллюстрация Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы. Вывод Сделайте из прочитанного текста выводы, значимые для вашей жизни Темы для обсуждения. Найдите высказывания достойные для обсуждения в классе.
Экспериментаторы Проделать опыты. Цели и задачи : получить звук, прослушать его и сделать выводы. Приборы и материалы : металлическая линейка, камертон. медики Прослушать информацию и сделать кластер.
Несколько минут на уроках ( но только если работа была напряженной ) следует уделить коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз : а ) движение глазами вверх – вниз ; б ) вправо – влево ; вращение по часовой стрелке ; против часовой стрелки ; закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги ; в ) потягивание за мочки уха.
4. Отчёты групп. Вопросы к выступающим. 5. Рефлексия. 3 этап урока - выполнение заданий, обмен информацией, согласование точек зрения, подготовка к отчету.
Приём «Синквейн» I. Название (одно слово) II. Описание ( два слова) III. Действия( три слова) IV. Отношение (фраза из четырех или более слов слов)
З - значимо Д - доступно О - оригинально Р - разумно О - ответственно В - важно Ь Е – ежедневно нужно