Социальная структура области: общее и особенное Выполняли: Онищенко Д., Попов С., Ульянов А., Сплошнова А., Лигачева В. 2007
Тенденции изменения Демографическая структура Социальные программы Социальная стратификация Социальная стратификация Миграция населения
Тенденции изменения или Стратегический потенциал развития Сахалинской области - Стратегия ставит перед регионом амбициозные цели и предполагает осуществление сценария интенсивного развития экономики региона через серьезный рост инвестиций в основной капитал, что, безусловно, соответствует стратегическому курсу России на возврат лидерства в важнейших для нас отраслях.
Тенденции изменения в демографической структуре На сегодняшний день ситуация в нашей области в плане демографии улучшается! Рождаемость повышается! Конечно, не без участия социальной программы Политического развития рождаемости, проводимой партией «Единая Россия»
Демографическая структура В настоящее время структура населения области ближе к регрессивному типу, когда доля пожилых и стариков (от 50 лет и старше) преобладает над долей молодых (от 0 до 14 лет). На 1 января 2007 г. Населения Сахалинской области составляла чел человек 86,79% (городское население) человека (13,2%) относилось к сельскому населению
Демографический кризис на фоне отрицательного миграционного прироста. –Наблюдается тенденция старения населения населения Сахалинской области, наряду со стремительным сокращением его численности. Рост в последние годы уровня рождаемости на фоне опережающего увеличения смертности и сохранения отрицательного миграционного прироста не обеспечивает кардинального изменения демографических тенденций в регионе.
Миграция населения Миграционный отток всего населения в текущем году снизился на 9,3%, но в сельской местности увеличился более чем в два раза и составил 1020 человек. В области с учетом предложений санслужбы в 2003 году были приняты «Основные направления демографической политики администрации Сахалинской области до 2015 года» и утверждена «Концепция социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2010 года», в которой также определены соответствующие цели, но, учитывая большую инерционность демографических процессов, изменения тенденции в лучшую сторону пока не отмечаются.
Социальные программы и возможности для дальнейшего развития Сахалинской области связаны с : -ростом мирового энергопотребления и увеличением интереса к региону со стороны иностранных инвесторов; -стабильно высокими темпами роста внутреннего спроса; - реализацией приоритетных национальных проектов, межрегиональных проектов и региональных стратегий крупного бизнеса, способствующих росту капитализации региона; - интеграцией транспортной и энергетической систем Сахалина в глобальную сеть.
Слабыми сторонами Сахалинской области являются: -дефицит квалифицированных кадров -низкая добавленная стоимость продукции -значительные издержки производства (в т. ч., обусловленные высокими тарифами на электроэнергию и высокой долей транспортных затрат в себестоимости продукции) -высокий уровень износа основных фондов промышленного комплекса -низкое качество производственной инфраструктуры (прежде всего, транспортной) -неразвитость финансовой инфраструктуры -низкий уровень инновационной активности -диспропорции территориального развития.
Основные преимущества Сахалинской области заключаются в : -богатой минерально-ресурсной базе -конкурентоспособном топливно-энергетическом и рыбопромышленном комплексах -высокой концентрации промышленного производства -выгодном географическом положении (близостью к крупнейшим рынкам сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона) -высоком экспортном потенциале -сбалансированной структуре экономике -в также уникальном для России опыте международного сотрудничества в сфере освоения труднодоступных шельфовых месторождений нефти и газа.
Ведь, стратегический анализ предполагает всестороннюю оценку стратегического потенциала Сахалинской области, изучение и прогнозирование стратегического климата, выявление сильных и слабых конкурентных позиций региона с использованием соответствующих методологических инструментов. SNW-анализа, позволивший получить количественно- качественную характеристику факторов внутренней среды STEP-анализа, результатами которого стали структуризация пространства, экспертная оценка факторов внешнего окружения SWOT-анализа, позволивший определить базовый стратегический вектор развития Эти выводы мы сделали на основе:
Социальной стратификация Высокий уровень социальной стратификации. Существенные различия в уровне доходов населения Сахалинской области серьезно ограничивают как рынок потребления, а, следовательно, рост региональной экономики, так и возможности прогрессивных изменений структуры доходной и расходной части областного бюджета.