Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Способы и методы работы. 1 класс
мышка - мишка мышка - мишка мышкамишка. Серая мышка и плюшевый мишка.
шест - шесть шестшесть. Длинный шест, а цифра шесть.
мыло - Мила Миламыла. Мила взяла большой кусок мыла.
пальцы - пяльцы Ловкие пальцы держат пяльцы.
тапки - тяпки тапки - тяпки тяпки, На огороде – тяпки, тапки. На ногах – тапки.
круг - крюк круг - крюк Кругкрюк Круг можно повесить на крюк.
горка - горько горка - горько горкигорько. Съехал я с горки, а лук есть горько.
дымка - Димка дымка - Димка Димка наблюдал за утренней дымкой.
осы - оси осы - оси осы оси. Летают осы, а у колёс оси.
угол - уголь угол - уголь Положи уголь в этот угол.
лук - люк лук - люк лук,люк. На грядке – лук, а у дома – люк.
галка - галька галка - галька Галка не ест гальку.
банка - банька банка - банька банкубаньку. Отнеси банку в нашу баньку.
жар - жарь жар - жарь Жарьжар. Жарь пока есть жар.
жест - жесть жест - жесть жестьжест. На крышке жесть, а выразительный – жест.
завал - завял завал - завял завалзавял У дороги – завал, а цветок – завял.
мал - мял мал - мял малмял. Был он мал и одежду мял.
мел - мель мел - мель мелмель. У классной доски мел, а на реке мель.
ныть - нить ныть - нить нытьнить. Не надо ныть, коль порвали нить.
полка - полька полка - полька полкепольку. На полке не станцуешь польку.
пуст - пусть пуст - пусть Пусть этот зал никогда не будет пуст.
трон - тронь трон - тронь троньтрон. Не тронь этот трон.
удар - ударь удар - ударь ударьудар. Так ударь, чтоб сильным был удар.
флаги - фляги флаги - фляги флагифляги. На доме – флаги, а в сумке – фляги.
хор - хорь хор - хорь хорхорь. Поёт хор, а в норе хорь.
цел - цель цел - цель цельцел. Попадёшь в цель – останешься цел.
Упражнение 1 Вставить в слова Л или ЛЬ Га…ка не ест га…ку. Во…на всегда во…на. На по…ке не станцуешь по…ку. Я тебя намы…, а ты меня намы…. Положи уго… в этот уго…. Попадёшь в це... - останешься це…. Сталевар ста… плавить ста…. У классной доски ме…, а на реке - ме…. Усвоение способов обозначения мягкости согласных
Упражнение 2 Вставить в слова Р или РЬ: Жа… пока есть жа…. Съехал я с го…ки, а лук есть - го…ко. Поёт хо…, а в норе - хо…. Так уда…, чтоб сильным был уда….
Упражнение 3 Вставить с слова С или СЬ 1.Ве… этот груз имел большой ве…. Упражнение 4 Вставить в слова Н или НЬ Не тро… этот тро…. Отнеси ба…ку в нашу ба…ку. В игре – ко…, а груз везёт ко….
Упражнение 5 Вставить в слова Т или ТЬ: Мой бра… не хочет с собой меня бра…. Длинный шес…, а цифра – шес…. На крыше жес…, а выразительный – жес…. Пус… этот мешок будет всегда пус…. Этот грани… нелегко грани….
Упражнение 6 Вставить в слова Ы или И: Нельзя мне заб…ть этот гвоздь заб…ть. Он долго хотел на рыбалке проб…ть, да не смог лёд проб…ть. Гвоздями приб…вают, а поезда приб…вают. Ребёнок был м…л и личико м…л. Серая м…шка и плюшевый м…шка. М…ла взяла большой кусок м…ла. Летают ос…, а у колёс – ос…. Маленький Н…л всю дорогу н…л. Не надо н…ть, коль порвали н…ть. Волк любит в…ть, а птицы – гнёзда в…ть. Волки зав…вают, а волосы зав…вают. Дуб в…сок, а на голове – в…сок. Надо п…таться правильно п…татся. Пропал весь п…л, пока я воду п…л. Стал сухое п…лить – значит, будешь п…лить. Л…с не бывает л…с. Эти воз… подальше воз…
Упражнение 7 Вставить в слова О или Ё: В бутылке с…к, а дождик по лицу с…к. Бурный пот…к не туда пот…к. Он взял подн…с и чай подн…с. На улице зан…с, а в книгу я зан…с. По проводу т…к электрический т…к. У речки ист…к, а срок уже ист…к. Вечер т…мный, а вид был т…мный. Дети - наши пот…мки, а ночью в доме - пот…мки. Болит жив…т, а зверь в лесу жив…т. Любит наш в…л, чтоб я его в…л. В этот прив…з я книги прив…з. Положи угол…к вон в тот угол…к. Медведь л…г в лесной л…г. У леса р…в, в нём слышен р…в.
Упражнение 8 Вставить в слова А или Я: На огороде т…пки, а в коридоре т…пки. Был он м…л и одежду м…л. У дороги зав…л, а цветок зав…л. На доме - фл…ги, а в сумке - фл…ги.
Упражнение 9 Вставить в слова У или Ю: Поплыли с…да и туда и с…да. На грядке - л…к, а у дома - л…к. Кр…г можно повесить на кр…к.