Урок получения новых знаний с применением компьютерных технологий для учащихся, впервые знакомящимися с магнитами Презентационное сопровождение урока Урок физики в 5 классе Лебедева Наталья Юрьевна, учитель физики МОУ СОШ 4 им. И.С.Черных г.Томск
В каждую клетку надо вставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали: 1. Вещество из которого изготавливают гирлянды ЛЭП Составная часть молекулы. 3. Положительно заряженная элементарная частица. 4. Хороший изолятор, применяемый для изготовления корпусов электрических вилок и розеток. 5.Центральная часть атома. 6.Отрицательно заряженная элементарная частица. 7. Незаряженная элементарная частица. Если все слова записаны правильно, то по вертикали в выделенных клетках прочтете имя английского физика, знаменитого своими исследованиями в области электричества. НЕЙТРОН ЭЛЕКТРОН ЯДРО АПЛСТМАССА ФАРФОР АТОМ ПРОТОН
В каждую клетку надо вставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали: Если все слова записаны правильно, то по вертикали в выделенных клетках прочтете имя русского изобретателя электрической лампочки. 1. Свойство, которое приобретают некоторые тела после трения Толстый проводник, по которому электричество поступает в город от электростанции. 3. Вещество, которое не проводит электрический ток. 4. Заряженный атом. 5. Электростанция вырабатывает... 6.Мельчайшая частица вещества. 7. Направленное движение заряженных частиц. 8. Вещество, которое проводит электрический ток. ДЯРАЗ АКБЕЛЬ РОТЯЛОЗИ НОИ ОВТСЕЧИРТКЕЛЭ КОТ АЛУКЕЛОМ КИНДОВОРП
Карта путешествия Историческая Экспериментальная Контрольная Вопросы от магнитов Домашнее задание
История магнита насчитывает свыше 2,5 тысячи лет. Еще в VI веке до нашей эры китайцы обнаружили природные минералы, способные притягивать к себе небольшие железные предметы.
Древнегреческий драматург Еврипид (век до нашей эры) описал свойства природного минерала и назвал его магнитом, что означало камень из Магнесии – местечка на Ближнем Востоке, где были найдены залежи этого минерала. Теперь мы знаем, что природные магниты представляют собой куски магнитного железняка (магнетита), хрупкого черного минерала.
История компаса насчитывает свыше 2,5 тыс. лет. В Древнем Китае изготавливали компас, который представлял собой плавающий в сосуде с водой тростник с привязанным к нему кусочком железной руды. Этот тростник и ориентировался под действием магнитного поля Земли в определенном направлении. Еще до нашей эры китайцы использовали такой компас в мореплавании. Постепенно компас через арабов попал в Западную Европу. Для мореплавателей в эпоху парусников компас стал незаменимым и полезным изобретением. На рисунке показан один из первых компасов, изобретенных в Китае.
1 шкала 2 линейка 3 корпус 4 картушка 5 стрелка. светило восток В 1269 г. Вышло сочинение Петра Перегрина «О магните», где приводилось много фактов, связанных с магнетизмом. Обнаружив наличие двух магнитных полюсов, он ввел их обозначения (северный и южный), описал два вида взаимодействия (притяжение и отталкивания), указал на невозможность отделения полюсов механическим разламыванием магнита, на потерю магнетизма при нагревании. Он установил факты намагничивания железа на расстоянии. Компас Перегрина
Был сентябрь 1492 г. Корабли Христофора Колумба плыли среди волн Атлантического океана. Кругом вода, лишь стрелка компаса надежно показывала курс. В середине сентября рулевые увидели, как верная стрелка компаса изменила свое направление. Когда определили местонахождение по Солнцу, то выяснили, что каравелла Колумба отклонилась от намеченного курса. Моряки требовали повернуть корабль обратно. В эту ночь Колумб не смог заснуть, перед рассветом он незаметно пробрался к компасу и передвинул картушку – диск с делениями градусов. Утром моряки взглянули на компас и успокоились.
Так в 1492 г. Колумб обнаружил, что магнитная стрелка не всегда показывает точно на север. Но почему так происходит, Х.Колумб не смог объяснить. Дело в том, что магнитные и географические полюсы земного шара не совпадают, поэтому ориентирование по магнитному компасу требует внесения поправок.
Шел 1600 год. В этом году английский врач У. Гильберт опубликовал свое сочинение «О магните, магнитных телах и о большом магните - Земля». Экспериментируя с магнитом, имеющим форму шара и маленькой магнитной стрелкой, он пришел к выводу, что Земля представляет собой большой магнит.
Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами Исследование полюсов магнита Изучение магнитного взаимодействия Получение магнита Невозможность разделения полюсов постоянного магнита Наблюдение картины магнитных полей постоянного магнита Эксперимент
1. Главное свойство магнитов проявляется в том, что они притягивают к себе иголки, булавки, железные опилки и другие стальные или железные предметы. Магниты не оказывают никакого действия на бумагу, стекло, т.е. не все вещества притягиваются к магнитам. 3. Магнитное действие в разных частях магнита разное. Те места, где обнаруживаются наиболее сильные взаимодействия, называются полюсами магнита. 4. Тот полюс магнитной стрелки, который показывает на север, называют северным полюсом, а тот, что на юг, - южным полюсом. 2. Стальные предметы можно намагнитить при помощи магнита. Выводы S (Ю) N(С)
5. Одноименные полюсы магнитов отталкиваются. Разноименные полюса магнитов притягиваются. 6. Всякий магнит состоит из множества крошечных магнитиков, и у каждого магнита есть оба полюса – и северный, и южный. 7. Наша Земля является гигантским магнитом. 8. Магнитные полюсы Земли не совпадают с географическими полюсами. Выводы
Не верно! Подумай! Правильно!
Не верно! Подумай! Правильно!
Не верно! Подумай! Правильно!
Не верно! Подумай! Правильно!
Не верно! Подумай! Правильно!
Что нового вы узнали на уроке? Удивило вас что-нибудь? Какое открытие вы сделали? Чему научились? Что понравилось? Вопросы от магнитов
1.Найди дома устройства, в которых используются постоянные магниты. Расскажи об их назначении и принципе действия. 2.Найди информацию о миграции рыб, птиц и других животных. Расскажи об этом своим одноклассникам на следующем уроке. 3. Найди информацию о влиянии магнитных полей на человека. Домашнее задание