Что лучше: истина или сострадание? К уроку литературы в 11 классе Учитель Чарушина И.Г. Гимназия 1 г. Кирово-Чепецка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
Advertisements

« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
М. Горький Пьеса «На дне» (1902). М. Горький О ПЬЕСАХ (1932): «И, наконец, есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того,
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Поиски правды в драме М. Горького «На дне». (логико-структурная схема) Характерные черты реалистических произведений М. Горького.
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек – вот правда!
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек- вот правда! Сатин.
М.Горький Пьеса «На дне» (1902) М. Горький О ПЬЕСАХ (1932): «И, наконец, есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того,
КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ, ПРИХОДИТ К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ, ЛЕВИ ДОУЛИНГ.
Максим Горький ( ). Превосходная должность- быть на земле человеком!
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста учителя … Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное.
М.Горький пьеса «На дне». М.Горький пьеса «На дне». Спор о человеке, проблема правды (занятие-дискуссия)
Пьеса « На дне » Максим Горький. Московский Художественный театр.
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края «Философы поневоле»
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
Транксрипт:

Что лучше: истина или сострадание? К уроку литературы в 11 классе Учитель Чарушина И.Г. Гимназия 1 г. Кирово-Чепецка

«Лука – самый философический герой пьесы и наиболее сложный, загадочный характер…» С.В. Касторский Максим Горький «На дне» (1902) Философская проблематика пьесы Различные трактовки образа Луки

Философские мотивы Стихи Беранже: Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Если б завтра земли нашей путь Осветить наше солнце забыло, Завтра ж целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь… Песня волжских босяков: Солнце всходит и заходит, А в тюрьме моей темно. Дни и ночи часовые Стерегут мое окно. Как хотите стерегите, Я и так не убегу. Мне и хочется на волю Цепь порвать я не могу. Определите основные философские мотивы, исходя из звучащих в пьесе стихов Беранже и народной песни

Лука : «Во что веришь, то и есть…» Философская проблематика ИДЕАЛ и РЕАЛЬНОСТЬ Правда и ложь Правда и вера Мотив человека Актер: «Без имени нет человека…»

Образ Луки. В чем противоречие? Тюрьма добру не научит … а человек научит!» «Христос – он всех жалел и нам велел…» «Мяли много, оттого и мягок» «Порядка нет в жизни… чистоты нет…» Старик - шарлатан» Хороший был старичок … все понимал «Старая дрожжа, проквасил нам сожителей…» «Поманил … куда-то, а сам - дорогу не сказал…»

Критики о Луке Б.А.Бялик: «Странствующий проповедник… его проповедь на деле приносит им только вред…» Г.Гачев : «Он мудр и деятелен … Роль Луки – зажигать собственную правду каждого человека» Б.Костелянец: «К правде обстоятельств Лука все-таки оказывается глух»

Разновидности драмы Социально- философская Реализм. Общественный характер конфликта, философская проблематика Романтическая Исключительные герои Страстное стремление к свободе Экзистенциальная Обретение каждым своего я Психологическая (Раскрытие внутреннего мира героев) «На дне»

Сценическая история пьесы 1902 г. – премьера. Успех пьесы. К концу 20-х интерес к пьесе заметно ослабевает. С начала 50-х годов – многочисленные постановки. Романтическая драма Леонида Вивьена (1956) Ленинградский театр драмы им. А.Пушкина 60-е годы - пьеса трактуется как психологическая драма. Никакой экзотики "дна" Горьковский театр и Московский театр «Современник» Экзистенциальная драма Анатолия Эфроса (1984) Версия "театра абсурда" Георгия Товстоногова (1987)

И. Москвин А. Грибов И. Кваша Галерея О.Табаков И. Криворучко

Различные трактовки образа Луки Вечный искатель лучшего ради чего живет человек Лука - апостол любви, живительный «луч света в темном царстве». Лука - пройдоха, шарлатан, корыстный и злой Театры 60-х. Герой стремится пробудить ночлежников к активной жизни. 80-е годы. Начало процессов духовного опустошения 90-х отразили в своих постановках А.Эфрос и Г.Товстоногов. Лука ирреальный - от него зависит очень немногое. Самое загадочное в Луке – это самостоятельная жизнь образа, не зависимая не только от суда ночлежников, но и от … Горького

Контрольные вопросы Как трактуется образ Луки в критике? Какая из трактовок вам ближе? Оценка Луки в критике Какова традиция представления Луки на сцене? Почему трактовки образа различные? Сценические трактовки образа Луки В чем различие современных трактовок образа Луки? Как реализуется в них проблема идеала и реальности? Лука в современных постановках

Истина или сострадание? «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский» Чело-век! Это – великолепно! Это … звучит гордо!

К следующему уроку Выписать цитаты - суждения героев о человеке. Информационный проект «Сегодня на сцене пьеса М.Горького «На дне»