СимволизмСимволизм
СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».
Русский символизм Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали обостренное религиозное чувствование
Символизм в России вбирал два потока: вбирал два потока: «старшие символисты» символисты»«младшие
«Старшие символисты» Брюсов В.Я. И.Анненский
К.БальмонтЗ.Н.Гиппиус
Д.Мережковский Ф.Сологуб
Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире.
«Младшие символисты» А.БелыйА.Блок
В.ИвановВ.Соловьев
Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. «Младосимволистам» была созвучна соловьевская безотчетность, обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия. Стихотворение Соловьева «Милый друг» воспринималось как девиз «младосимволистов», как свод их идеалистических настроений.