Урок литературы в 10 классе Учитель Мамаева Ольга Рафаиловна МОУ «Лицей 1 имени А.П.Гужвина город Камызяк» Праведник Земли Русской. Русский национальный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание 1.Цели урока; 2.эпиграфы к уроку; 3.понятийный аппарат урока (словарные статьи); 4.учебная таблица; 5.иллюстративный материал к уроку; 6.дифференцированное.
Advertisements

Тема праведничества в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Путь спасения души. Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ АСОШ Гаврилова.
Урок Крапиной А.С.. «Слово о полку Игореве» - «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В.Г.Белинский.
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
Творчество Н.С.Лескова. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. Повесть – эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя,
Житийная литература как особый жанр. Цели: Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.
«Очарованный странник» Цель урока - проанализировать повесть «Очарованный странник». Основные задачи: рассмотреть историю создания повести, определить.
Цель урока: Раскрыть смысл названия повести ; показать особенности изображения русского национального характера. Раскрыть смысл названия повести ; показать.
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Авторская программа « Духовно – нравственное воспитание школьников через изучение духовной и древнерусской литературы».
Н.С.Лесков «Очарованный странник». В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским,
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Николай Семёнович Лесков «Художественный мир произведений Николая Семеновича Лескова. Русский человек. Каков он?»
«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе.
ЖАНР СКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по произведениям Н.С.Лескова «Левша» и П. П. Бажова «Каменный цветок»). ЖАНР СКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по произведениям.
Урок по творчеству Н.С.Лескова Сказ «Левша» Автор: Фаламина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 17 г.Тверь 2008.
Презентация на тему: «Житие в древнерусской литературе»
©Михайлова Наталья Алексеевна. Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Летописец Нестор Повесть временных лет Повесть временных лет Содержание:
I.Древнерусская литература. Древнейшая устная поэзия. Древнехристианская книжность (Библейские книги, Житийная литература) Литература Киевской Руси. (Древнейшее.
Транксрипт:

Урок литературы в 10 классе Учитель Мамаева Ольга Рафаиловна МОУ «Лицей 1 имени А.П.Гужвина город Камызяк» Праведник Земли Русской. Русский национальный характер (по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»)

«трёх праведных несть граду стояния» Библия. Ветхий Завет. Его «праведники - маленькие великие люди». М. Горький Русский – значит втайне верующий, ибо грешный. А. Блок.

«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один град, то как устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе, мой читатель?» Николай Лесков

«Очарованный» - околдованный. Странник – человек, странствующий пешком на богомолье. Праведник – 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью. 2. На церковном языке названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. 3. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали.

Содержание эпизода Высказывание героя Убийство Флягиным монашка «Сначала смешно показалось» Спасение графа «Словно какая невидимая сила спасла» Наказание за избитую кошку «…последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да камешки бить…решился я своею жизнью покончить» Побег. Разбойничество «…заплакал я и пошёл в разбойники…серебряный крест от Митрофания отдал» «Нянька» «Скука для меня была несносная» Поединок с Савакарием «Его больше и на свете не стало», - отвечал добродушно и бесстрастно

Плен в Рынь - песках «…всё время на карачках ползал…», «сам молиться не стал» Побег из плена «Чудом спасён» Встреча с магнетизёром Привязался, «словно бес какой…от пьяного беса он меня свёл, а блудного при мне поставил» История с Грушенькой «Я и осатанел, и весь ум у меня отняло», «взял я да её душу проклял…я бежал оттоль, мною будто кто – то гнался, если не Каин, то сам губитель – бес, а я всё звал к себе ангела – хранителя» Рекрутчина под чужим именем «Скорее за веру умереть…» «Я на своём веку погубил много неповинных душ» Балаган в Петербурге «Демона изображал…роль была трудная» Уход в монастырь «Деться было некуда», «чем больше повиноваться, то человеку спокойнее жить»

СКАЗ, 1) фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором. 2) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко).

«ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ» (17 в.), русская лироэпическая, в стихах, о добром, склонном к «кроткому пьянству» молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злочастием «двойником» его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь. Судьба безымянного молодца определяется не только заветами рода, «домостроевскими» уставами и промыслом Божиим, но и личной свободной волей, что характерно для эпохи перестройки средневековой русской культуры в 17 в., как необычное для прежней литературы теплое сочувствие автора к падшему молодцу. Повесть полуфольклорная и полукнижная: в традициях народных песен о Горе и «покаянных стихов»

ЖИТИЯ СВЯТЫХ, биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники. В Римской империи сказания о христианских мучениках. Переработаны в 10 в. в Византии Симеоном Метафрастом. В Киевской Руси переводные жития святых, от южных и западных славян и из Византии. Жития первых русских святых: книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.). Жития святых включены Макарием в «Великие Четьи-Минеи».

ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий эпизодов

Домашнее задание На «5» - напишите сочинение – эссе «Русский характер и судьба народа». На «5» - напишите сочинение – эссе «Русский характер и судьба народа». На «4» - составьте план – характеристику Ивана Флягина. На «4» - составьте план – характеристику Ивана Флягина. На «3» - напишите сочинение – миниатюру «Русский богатырь Иван Флягин» На «3» - напишите сочинение – миниатюру «Русский богатырь Иван Флягин»