КУЛЬТУРА ЗОЛОТОГО ВЕКА. Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма. Причины: Рост национального самосознания, ускорен Отечественной войной 1812 года; Политика просвещённого абсолютизма Александра I
Петербургский классицизм
Казанский собор завершил архитектурный ансамбль Невского. Архитектор А.Н. Воронихин. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточий общественной жизни города. Во второй половине XIX века здесь проводились митинги и демонстрации.
Храм Христа Спасителя - в память избавления России от наполеоновского нашествия. Архитектор К.А. Тон. В храме были установлены доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о количестве погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы.
От наследия Тона остались лишь Московский вокзал в Петербурге и Петербургский в Москве.
Шедевры петербургской архитектуры.
Московский классицизм.
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Памятник установлен на Красной площади в Москве, ещё не залечившей своих ран, не застроившей свои пепелища.
Русская живопись. Карл Иванович Брюллов. С пушкинским изяществом умел запечатлеть на холсте и красоту обнажённого человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зелёном листе.
Последний день Помпеи.
А.А. Иванов. Явление Христа народу.
А.Г. Венецианов. Гумно. Русская деревня Венецианова условна и декоративна, но на его полотнах впервые появляются крестьянские лица.
О.А. Кипренский. Портрет А.С.Пушкина. Поэт на портрете выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест», вздохнул Пушкин, глядя на готовое полотно.
Свежи и одухотворены лица простых людей на полотнах В.А. Тропинина( до 47 лет находился он в крепостной неволе).
Художник - сатирик П.А. Федотов выражал в своих картинах крупные социальные проблемы.
А.А. Федотов. Свежий кавалер. Эта картина – дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями.