Тема урока: Обобщение изученного материала по разделу «Синтаксис и пунктуация». Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация». Форма урока: путешествие по стране Синтаксис.
Маршрут путешествия. 1. Станция отправления «Знаете ли вы?» 2. Остановка «Пограничники». 3.Перевал «Следопыты». 4. Хребет «Аналитики». 5.Последний привал «Проверь себя».
Станция отправления «Знаете ли вы?» 1.Что такое предложение? 2.Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры. 3.Какие бывают предложения по интонации? Приведите примеры. 4.Что такое грамматическая основа предложения? 5.Чем может быть выражено подлежащее? 6.Чем может быть выражено сказуемое? 7.Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? 8.Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
Молодцы!
Остановка «Пограничники» Задание. 1.Определи границы предложений в тексте. Наступила ночь в кустах заливается соловей беззвучно носятся летучие мыши чуть слышно журчат скрытые лесные ручейки как пахнут душистые фиалки
Наступила ночь. В кустах заливается соловей. Беззвучно носятся летучие мыши. Чуть слышно журчат скрытые лесные ручейки. Как пахнут душистые ночные фиалки! Задания. 1.Выпиши восклицательное предложение и подчеркни грамматическую основу. 2.Найди нераспространённое предложение. Какими частями речи выражена грамматическая основа?
Молодцы! Дальше! Дальше!
Перевал «Следопыты» 1.Из слов составь предложения. 2.Запиши предложения и сделай синтаксический разбор. - пчёлы, мёд, собирают; - работают, труженицы, маленькие, без устали; - хоботком, нектар, тянет, длинным, пчела, из цветов
Так держать! Вперёд!
Хребет «Аналитики» У автора все предложения в рассказе перепутались. Помоги восстановить текст по схемам предложения.
Футбольный матч. Что? Что сделала? Что? Что делает? Где? Что делает? Какой? Что? Что? Как? Что делает? Куда? Следует ловкий удар. Игра началась. Мяч стремительно летит в ворота. Мяч носится по полю.
Футбольный матч. Игра началась. Мяч носится по полю. Следует ловкий удар. Мяч стремительно летит в ворота.
Последний привал «Проверь себя» Выполни тестовые задания. 1.Какое это предложение по цели высказывания? Не смейте вырубать леса! А) повествовательное, невосклицательное; Б)побудительное, невосклицательное; В)побудительное, восклицательное. 2.Найди грамматическую основу предложения. На полянке течёт шумный ручеёк. А)шумный ручеёк; Б)на полянке течёт; В)ручеёк течёт.
3.Найдите предложение, соответствующее схеме. Кто? Что делали? Какому? Где? А)Журавли тянулись по незримому канату. Б)Звонкий месяц выйдет скоро погулять. В)Рощи вспыхнули вдали. 4.Найдите схему, соответствующую предложению. Солнце льёт на землю яркие лучи. А)Что? Что делает? Куда? Какие? ______ Б)______ Что делает? Куда? Какие? Что? В)______ Что делает? Что? Какие? Куда? 5.Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражены существительными. А)Летят на юг стаи птиц. Б)Книга – наш лучший друг. В)Он остался на месте.
Сверь ответы. 1) В; 2) В; 3) А; 4) Б; 5) Б.
Подведём итоги. Что понравилось больше всего? Что было труднее всего? Оценим нашу работу на уроке.
Наше путешествие благополучно завершилось! Всем спасибо за работу.