Цели урока: выяснить значение биосферы; формировать понятие «биосфера»; раскрыть роль живых организмов в биосфере; выявить взаимосвязи в круговороте веществ в природе; показать необходимость охраны биосферы.
Оборудование: ПК, тетради, ручки. Способы действий учащихся: раскрыть значение составляющих частей биосферы; раскрыть значение растительности, животного мира, круговорота воды. Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек часть биосферы. Работа учащихся с компьютером и в сети Интернет: поиск необходимой информации по изучаемому вопросу, составление презентации.
Эпиграфом к уроку послужат известные слова академика В.И. Вернадского "На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а по этому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом".
Владимир Иванович Вернадский Ему принадлежит особая роль в развитии учения о биосфере - оболочке Земли, строение и организованность которой обусловлены жизнедеятельностью организмов. По его утверждению, биосфера - планетарное явление космического характера.
Постулаты учения о биосфере (В.И.Вернадский, 1926 г.) Биосфера – устойчивая динамическая система, которая уже изначально была высокоорганизованна и целостна. Биосфера была структурирована на совокупности организмов. Только благодаря их массовому эффекту осуществлялись разнообразные геохимические функции жизни, что и отражалось в окружающей среде. Эволюционный процесс идет в определенной жизненной среде, состав и масса которой неизменны в геологическом времени… Выйти за пределы этой жизненной среды нельзя путем изучения эволюции видов.
Живые организмы своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом… а главное – длящейся сотни миллионов лет непрерывной сменой поколений… порождали одно из грандиознейших планетных явлений... Этот великий планетный процесс есть миграция химических элементов в биосфере. Для осуществления полного кругооборота элементов в эволюции необходимо было участие совокупностей, состоящих из организмов разного уровня организации и различной таксономической принадлежности. Все без исключения геохимические функции живых организмов в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными. По истечении геологического времени различные организмы замещали друг друга, однако не происходило изменений их функции.
Итог урока: С течением времени биосфера становится всё более неустойчивой. Существует несколько трагичных для человечества преждевременных изменений состояния биосферы, некоторые из них связаны с деятельностью человечества. Некоторые философы, например, Дэвид Пирс выступают за модификацию биосферы с целью избавления от страданий всех живых существ и создание в буквальном смысле рая на земле Домашнее задание. напишите дома мини сочинение – рассуждение на тему «Биосфера будущего»