« Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена» Урок - лабораторное занятие с элементами лингвистического анализа текста (раскрытие смысла высказывания и его аргументация с использованием лексических и грамматических явлений) Учитель русского языка первой квалификационной категории Е.В.Вознюк
Цель: раскрыть смысл высказывания и аргументировать его с использованием лексических и грамматических явлений, создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Цель: раскрыть смысл высказывания и аргументировать его с использованием лексических и грамматических явлений, создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Константин Георгиевич Паустовский «Золотая роза»
«Язык и природа»
1.К какому функциональному стилю принадлежит текст? 2.Определите тип речи 3. Определите тему текста 4. Определите основную мысль текста 5. Каким настроением пронизан текст? 1.К какому функциональному стилю принадлежит текст? 2.Определите тип речи 3. Определите тему текста 4. Определите основную мысль текста 5. Каким настроением пронизан текст? Проанализировать текст по следующим вопросам
Стиль речи - художественный Настроение – лирическое, душевное, теплое Тема – связь русских слов и явлений природы Тип речи – описание с элементами повествования Основная мысль – «заря» – одно из прекраснейших русских слов, передающих не только красоту природного явления, но и оттенки чувств, связанных с ним Информация о тексте «Язык и природа»
Примерный план текста 1.« Заря» – одно из прекраснейших слов русского языка 2. «Тихое» слово 3.Утренняя заря: летняя и осенняя 4. Вечерняя заря 1.« Заря» – одно из прекраснейших слов русского языка 2. «Тихое» слово 3.Утренняя заря: летняя и осенняя 4. Вечерняя заря
Аргумент 1 Тезис (объяснение смысла предложенной цитаты ) Тезис (объяснение смысла предложенной цитаты ) Аргумент 2 Пример к аргументу 1 Пример к аргументу 2 Вывод Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему
Аргумент Объяснить, зачем автор текста использует указанное языковое явление, как оно помогает понять авторскую мысль Описать типовое значение указанного языкового явления Описать типовое значение указанного языкового явления Назвать языковое явление Привести конкретный пример явления из текста Привести конкретный пример явления из текста
Домашнее задание 1.Написать сочинение по предложенной теме, используя собранные материалы. 2.Индивидуальное задание: оформить собранные материалы для аргументации для электронной копилки) 1.Написать сочинение по предложенной теме, используя собранные материалы. 2.Индивидуальное задание: оформить собранные материалы для аргументации для электронной копилки)
Использованные материалы К.Г.Паустовский «Золотая роза» Т. А. Долинина «Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей. – Екатеринбург: ИРО, 2011г К.Г.Паустовский «Золотая роза» Т. А. Долинина «Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей. – Екатеринбург: ИРО, 2011г