Подготовка творческих работ учащихся Соломко Татьяна Николаевна заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МОУ « НСОШ 4»
Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми. Джеймс Алан Гарднер
При выполнении творческих заданий у учащихся: формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке ; значительно расширяется кругозор в предметных областях; происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; наилучшим образом развиваются творческие задатки.
. Продолжить рассказ Составить памятку Придумать сказку. Составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием Распространить предложение Составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений Нарисовать словесную картинку к рассказу Озаглавить рассказ, части рассказа
Организация творческой деятельности подростка Подготовительная работа учащихся Цель педагога на подготовительном этапе – создание условий для возникновения предметного творчества подростков и «отслеживание» его индивидуальных событий в процессе предметной творческой деятельности. На этапе подготовки планом движения подростка к его творчеству является описание моментов наибольшей заинтересованности учащегося, моментов его удивления в процессе предметной деятельности (на уроках, факультативных занятиях и т.д.).
Творческая работа учащегося по выбранной теме, два этапа «рождения» текста Цель педагога на данном этапе – «понять, какую проблему взялся решать учащийся. Для себя учитель анализирует первые тексты учащихся по четырем показателям: · соответствие текста плану; · возможный жанр творчества учащегося; · наличие достаточно хорошо проработанного фрагмента содержания; · наличие оригинального предметного материала (примеров, способов и др.) I Этап обмена письменными текстами с учителем – предметником
II Этап работы по плану в режиме консультаций с учителем. Задача педагога на данном этапе – «поддержать и помочь «окультурить» пробу учащегося, сохранив при этом авторский подход к теме, помочь ему осознать, что он пытается узнать нового о предмете и о себе». На данном этапе учитель может содержательно включаться в следующие виды работ: 1. Подбор материала для исследования по данной теме. 2. Формулирование задачи, которую, фактически, учащиеся решают. 3. Предложение собственных приемов и способов рассуждения учащимся для составления, осмысления, обобщения. 4. Помощь в оценке соответствия написанного текста проделанному и запланированному для большей полноты содержания работы. 5. Выдерживание норм оформления текста – последовательности частей, норм изложения предметного результата, списка литературы.
Защита творческой работы Задача педагога на данном этапе – создание условий для демонстрации подростками результатов их личного творчества с выходом на коллективное обсуждение работы, оценку работы участниками обсуждения, самооценку самого ученика.
1.1. Презентация содержания работы самим учащимся: характеристика самим учащимся собственной творческой деятельности («история моего творчества»); постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов Качество защиты работы: четкость и ясность изложения; убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и оригинальность Качество наглядного представления работы: использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации. 1. Предметная компетентность
2. Коммуникативная компетентность 2.1. Анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ, либо описание возможных направлений для размышлений Умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Работа проходит быстро, весело и эффективно, когда есть желание. Поводом для написания творческой работы может стать знакомство с новой статьей в журнале, освещение какой- то темы по телевидению, знакомство с интересной публикацией в Интернете. Выполнение творческих работ оказывает большое воздействие на развитие способностей учащихся, повышает интерес к учебному предмету, учит связывать теорию с практикой. Таким образом, формирование творческих способностей в урочной и неурочной деятельности по русскому языку и литературе открывает широкий простор для развития учащихся, делает их жизнь духовно богаче и многограннее.