Образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе, и опыт их реализации в практике учителя начальных классов. Муниципальное образовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Advertisements

СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Реализация ФГОС ДО средствами технологии СИТУАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.Петерсон мастер-класс МДОУ детский сад 233 Старший воспитатель: Иванова Наталья.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Современные подходы к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе Г.А. Кукарина, ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум»
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Транксрипт:

Образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе, и опыт их реализации в практике учителя начальных классов. Муниципальное образовательное учреждение Начальная общеобразовательная школа 37 г. Чита Шапарь Е.С.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться («Стандарты второго поколения»). Достижения «умения учиться» предполагает полноценное формирование и освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1. познавательные и учебные мотивы; 2. учебную цель; 3. учебную задачу; 4. учебные действия и операции (ориентировка на преобразование материала, контроль и оценка). Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Что такое учебное сообщество? Это группа детей, которая способна соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы.

Выстроить понятийное содержание урока, чтобы дети увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией. Инициировать и поддерживать детские догадки о том, как надо действовать в новой ситуации независимо от того, правильны ли эти догадки или нет. Создать для каждого ребёнка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но и пережить интеллектуальную трудность и её преодоление.

Что же такое «деятельностный подход» в образовании? По определению Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова: «целенаправленная учебная деятельность – особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения». Что значит обучать деятельности? Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Для этого в организации деятельности использую: 1) Систему педагогических методов, позволяющих самостоятельно «открывать» знания в ситуации совместной коллективной деятельности; 2) Групповую деятельность; 3) Выстраивают учебный материал в виде учебных задач, несущих проблемное содержание; 4) Систему оценивания учебных достижений, которая обеспечивает контрольно – оценочную самостоятельность учащихся; 5) Закономерности формирования универсальных учебных действий, развитию личности ребёнка в предметно- содержательной среде; 6) Коллективно распределённые формы учебной деятельности; 7) Систему небольших проектных заданий; 8) Компьютер, для повышения эффективности процесса обучения; 9) Теорию решения изобретательских задач, для обучения творческой деятельности.

В учебном сообществе у ребёнка складываются установки: Нет ошибок, есть лишь догадки (гипотезы), которые подтверждаются или не подтверждаются. Высказывать гипотезы почётно; Моё мнение важно, интересно и учителю, и одноклассникам. Но мнение желательно обосновывать; Всё, что высказывается на уроке, адресовано мне лично. От меня ждут немедленного ответа (хотя бы согласия или несогласия); По реакции учителя я редко могу понять, правильна ли высказанная мысль. Понять это помогают одноклассники; То, что предлагает учитель, не всегда правильно. Иногда учитель приглашает меня поспорить с ним. А иногда учитель, как и каждый нормальный человек, может ошибиться и ему надо помочь. Помогать одноклассникам и учителю и ждать от них помощи – нормально…

Самостоятельная работа. Решение проблемы, содержательное обобщение. Включение в систему знаний и повторение. Самооценка, самоконтроль. Моделирование. Поиск, исследование. Первичное закрепление. Построение проекта выхода из затруднения. Анализ, планирование. Постановка и принятие учебной задачи, проблемы. Рефлексия Самоопределение к деятельности. Рефлексия Партнёр. Товарищ. Класс, группа. Учитель, родитель. Информационная база. Работа в парах. Комментирование. Организованная дискуссия. Работа в группах. Книга. Компьютер. Наглядные средства ТСО. Актуализация, фиксирование затруднения. Индивидуальное Обучение. Дифференцирование Структурирование Учебного материала Самостоятельная работа Творческие задания Исследование. игра ГСО-КСО Учебный диалог. коллективно- распределённая.

Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решение Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать возникшие затруднения Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться

Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своём развитии. Он связан с кардинальными изменениями приоритетов начального образования от цели – знаний, умений, навыков к цели развития личности. Предстоит серьёзно работать в связи с переходом учителя из знаниевой парадигмы в деятельностную.