Образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе, и опыт их реализации в практике учителя начальных классов. Муниципальное образовательное учреждение Начальная общеобразовательная школа 37 г. Чита Шапарь Е.С.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться («Стандарты второго поколения»). Достижения «умения учиться» предполагает полноценное формирование и освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1. познавательные и учебные мотивы; 2. учебную цель; 3. учебную задачу; 4. учебные действия и операции (ориентировка на преобразование материала, контроль и оценка). Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Что такое учебное сообщество? Это группа детей, которая способна соорганизоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого отдельного участника общей работы.
Выстроить понятийное содержание урока, чтобы дети увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией. Инициировать и поддерживать детские догадки о том, как надо действовать в новой ситуации независимо от того, правильны ли эти догадки или нет. Создать для каждого ребёнка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но и пережить интеллектуальную трудность и её преодоление.
Что же такое «деятельностный подход» в образовании? По определению Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова: «целенаправленная учебная деятельность – особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения». Что значит обучать деятельности? Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Для этого в организации деятельности использую: 1) Систему педагогических методов, позволяющих самостоятельно «открывать» знания в ситуации совместной коллективной деятельности; 2) Групповую деятельность; 3) Выстраивают учебный материал в виде учебных задач, несущих проблемное содержание; 4) Систему оценивания учебных достижений, которая обеспечивает контрольно – оценочную самостоятельность учащихся; 5) Закономерности формирования универсальных учебных действий, развитию личности ребёнка в предметно- содержательной среде; 6) Коллективно распределённые формы учебной деятельности; 7) Систему небольших проектных заданий; 8) Компьютер, для повышения эффективности процесса обучения; 9) Теорию решения изобретательских задач, для обучения творческой деятельности.
В учебном сообществе у ребёнка складываются установки: Нет ошибок, есть лишь догадки (гипотезы), которые подтверждаются или не подтверждаются. Высказывать гипотезы почётно; Моё мнение важно, интересно и учителю, и одноклассникам. Но мнение желательно обосновывать; Всё, что высказывается на уроке, адресовано мне лично. От меня ждут немедленного ответа (хотя бы согласия или несогласия); По реакции учителя я редко могу понять, правильна ли высказанная мысль. Понять это помогают одноклассники; То, что предлагает учитель, не всегда правильно. Иногда учитель приглашает меня поспорить с ним. А иногда учитель, как и каждый нормальный человек, может ошибиться и ему надо помочь. Помогать одноклассникам и учителю и ждать от них помощи – нормально…
Самостоятельная работа. Решение проблемы, содержательное обобщение. Включение в систему знаний и повторение. Самооценка, самоконтроль. Моделирование. Поиск, исследование. Первичное закрепление. Построение проекта выхода из затруднения. Анализ, планирование. Постановка и принятие учебной задачи, проблемы. Рефлексия Самоопределение к деятельности. Рефлексия Партнёр. Товарищ. Класс, группа. Учитель, родитель. Информационная база. Работа в парах. Комментирование. Организованная дискуссия. Работа в группах. Книга. Компьютер. Наглядные средства ТСО. Актуализация, фиксирование затруднения. Индивидуальное Обучение. Дифференцирование Структурирование Учебного материала Самостоятельная работа Творческие задания Исследование. игра ГСО-КСО Учебный диалог. коллективно- распределённая.
Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решение Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать возникшие затруднения Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своём развитии. Он связан с кардинальными изменениями приоритетов начального образования от цели – знаний, умений, навыков к цели развития личности. Предстоит серьёзно работать в связи с переходом учителя из знаниевой парадигмы в деятельностную.