ТЕКСТ Ключики-замочки Кто не стучится в дверь, тому не открывают.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод.
Advertisements

Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица, дева, дикарка Высокая лебедь плывет. Плывет белоснежное диво, Животное, полное грез,
Цели урока: - учить детей умению видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный; - развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение,
Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна- лебедь» Урок развития речи в 5 классе.
Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки все грызёт.
Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут. О лебедях есть множество народных и литературных сказок и легенд.
Сказки Пушкина.
Ну вот, и в нашем Лукоморье Наступит скоро Новый год. Покрылся снегом дуб зелёный, Но как и встарь, Учёный кот, Идёт налево-песнь заводит, Направо-сказку.
Ученица 10 «Б» класса Дьячкова Анастасия русского языка и литературы Мартыненко Антонина Ивановна.
Урок по изобразительному искусству подготовила Лазина Ирина Павловна.
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово 6 класс. Урок 1.
Ирина Юрьевна Вейкова Первая университетская гимназия имени академика В.В. Сороки Великий Новгород.
Автор презентации: Никулина Г.Б., учитель МАОУ «СОШ 24» г. Сыктывкар, Республика Коми.
Тема урока: «Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов». А.С. Пушкин.
Писатель-романтик Он пришел на время, ненадолго, Он пришел, чтоб нас предупредить- Разобьется сердце на осколки, Если мы разучимся любить. Е. Огонькова.
Готовимся к сочинению Урок развития речи 5 класс Готовимся к сочинению Урок развития речи 5 класс.
Урок в 6 классе на тему «Притяжательные местоимения» Вид урока: урок – экскурсия Вид урока: урок – экскурсия Цели урока: Цели урока: 1. Обучающая: повторить.
Сказки А. С. Пушкина. « Сказка о рыбаке и рыбке» « Жил старик со своею старухой Они жили в ветхой землянке У самого моря Ровно тридцать лет и три года…»
Литературная игра по сказкам А. С. Пушкина Разработана учителем начальной школы ГОУСПО «Пикалёвский педагогический колледж» Лаврищевой Светланой Александровной.
Праздник славянской культуры и письменности Открытый урок.
Транксрипт:

ТЕКСТ Ключики-замочки Кто не стучится в дверь, тому не открывают

Здравствуйте, ребята. Я буду рад помочь вам! Найти ключи от дверей, которые открывают тайны текста, вы сможете, если правильно растолкуете пословицы и поговорки. Как вы думаете, какой ключик спрятан в следующем выражении: «Слово – стяг, дружину водит»?

Молодцы. Вот вам первый ключик, который называется «ЗАГОЛОВОК». 1

____________ связан с темой или основной мыслью текста, он ведёт весь текст. Выделяют заголовок _________ (отражает тему текста) и ___________ (отражает основную мысль текста).

Заголовок тематический смысловой

Прежде чем понять смысл всего стихотворения, подумайте над значением слов в его заглавии.

Лебедь. Большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей. Белый лебедь. Черный лебедь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.) Этимология: общеслав. Птица получила название по белому оперению: восходит к основе леб- (*аlb-) – белый. Царевна-Лебедь – в народных сказках: царевна, превращающаяся в лебедя. Лебединая поступь (о походке) – плавная. Лебединая песня – последнее проявление таланта. Эпитет: белый, белоснежный, белокрылый, серебристый, сияющий, сверкающий, чистый, царственный, высокий, хрупкий, призрачный. Символ: символ девушки, девы, чистоты, изящества. Символ верности и любви: существует легенда о том, что лебедь не может жить после смерти любимой (любимого). В мировой культурной традиции является символом поэзии. Зоопарк или сад - место, где содержатся для показа животные. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Догадайтесь, о чём идёт речь: «Первый шаг всё определяет».

Теперь у вас есть второй ключик – «Первое предложение текста». 12

_________________ в тексте очень часто играет большую роль в его понимании».

Первое предложение

Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица дева, дикарка – Высокая лебедь плывет.

Чтобы понять значение этого предложения, вам понадобится ещё один ключик, который заключён в словах античного поэта- драматурга Эсхила: «Кто умеет выбирать нужное из многого – тот мудр». О чём идёт речь?

Теперь у вас есть ещё один ключик – «Ключевые слова». 123

_______________________образуют смысловую цепочку текста. Зная их, можно вспомнить знакомый текст или предугадать, предсказать содержание нового текста. ______________________ связаны по смыслу с заголовком, темой, основной мыслью текста.

_______________________образуют смысловую цепочку текста. Зная их, можно вспомнить знакомый текст или предугадать, предсказать содержание нового текста. ______________________ связаны по смыслу с заголовком, темой, основной мыслью текста. Ключевые слова

Искусственный. 1. Не природный, сделанный наподобие подлинного. Искусственные цветы. 2. Притворный, неискренний. Дикарь – перен. застенчивый, избегающий людей человек, ж. дикарка

Вот идёт молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Молвить можно справедливо, Это диво, так уж диво.

Анализ художественных средств языка. 1 ряд - найдите эпитеты в описании лебеди и определите их роль, 2 ряд – найдите метафоры и перифразы в описании лебеди, объясните их значение, 3 ряд – прочитайте 5, 6, 7 четверостишия и отметьте слова, которыми поэт создаёт образ города.

Исследуем слово. Животные. Стар.-слав. животьно от животъ «жизнь». Буквально – «то, что живет». Грёза – мечта.

ЛебедьГород красавица дева, белоснежное диво, крылатое диво, дивные два аметиста; животное, полное грёз. высокая, шелковиста, крылатое, дивные. мантия снега белей. как изваянье приподнятой к небу волны. Скрежещут трамваи, скрипит мост, истошно кричат попугаи, звери приделаны, фигуры оленьи город теснится громоздя Звукопись: повтор гласных |о|, |э|, сочетание звуков |оло|, |лэ|, |ли| Поёт нам о счастье весны. Повтор согласных: |скр|, |р|, |ж|, |щ| Цвет и свет: белоснежный, лиловый, светлое сиянье, белый. Блеск: перламутровый, сверкающий.

Сравнивая два противоположных образа, вы, ребята, работали над особенностью построения произведения, поэтому я дарю вам четвёртый ключик, который называется «КОМПОЗИЦИЯ». Композиция (в переводе с лат. – составление, соединение) – построение художественного произведения, взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.) 1234

Итак, вы открыли почти все двери дома, но впереди ещё одна тайна, ещё одна дверь, ключ от которой спрятан в пословице: «Конец – делу венец»?

Вручаю вам пятый ключик, который называется «Конечные слова текста»

И слышит, как в сказочном мире, У самого края стены, Крылатое диво на лире Поёт нам о счастье весны.

Сегодня, ребята, в ваших руках появились удивительные ключи от дома под названием ТЕКСТ. Эти ключики, если умело ими пользоваться, помогают раскрыть замочки - тайны волшебного мира, в котором царствует поэзия. Я желаю вам успехов в общении с этим волшебным миром. До новых встреч.

Сильные позиции текста. Заголовок. Первое предложение текста. Ключевые слова. Композиция текста. Конечные слова текста.

Домашнее задание (по выбору): Проанализировать стихотворение К.Д. Бальмонта «Белый лебедь» и определить его основную мысль; выполнить иллюстрацию к стихотворению «Лебедь в зоопарке»; Сочинить рассказ, сказку, стихотворение (по выбору), выразив своё отношение к Лебеди.

Учитесь фантазировать, творить и не бойтесь выражать свои мысли и пусть духовная энергия, вечная загадка красоты и таланта, которую таит в себе искусство подарит каждому из вас … размах крыла расправленный, Полёта вольное упорство, И образ мира, в слове явленный И творчество, и чудотворчество. Б.Пастернак.