«Комедия «Ревизор» в контексте эпохи» Интегрированный урок для 8 класса. Учитель истории первой категории Яковлева В.Л ГОУ гимназия 1590.
Цель урока: Ввести учеников в мир эпохи, показав единство явлений и событий, единство творцов эпохи и их влияния на развитие общества, его нравственное состояние. Расширение и систематизация опорных знаний из истории и литературы. Изучение источника – общая платформа сближения предметных знаний. Творчество учащихся и активная познавательная деятельность.
Задачи урока: Формулировать у учащихся представление о связи темы и формы художественного произведения с характером эпохи. Развивать навыки анализа исторического источника и литературного произведения. Отрабатывать различные виды деятельности учащихся на уроке. Способствовать формированию гражданского мировоззрения, нравственных идеалов, чувства долга перед Отечеством.
План урока: «Николаевская» эпоха и ее деятели. Изучение исторических источников и сопоставление с литературным произведением. Литературное произведение – его основная задача.
«К нам едет ревизор…» Текст Гоголя и игра актеров настраивают на творческое отношение к уроку.
Начало урока : опережающее задание для учащихся. О премьере комедии «Ревизор»
Фронтальная беседа: Актуализация знаний по теме «Внутренняя политика Николая I» с использованием информацион- ных технологий
Опережающее задание: Биография императора, его образование, воспитание и первые годы правления.
Работа с «линией времени» Сопоставление жизни Гоголя и эпохи. Вывод учащихся: Гоголь - истинный гражданин - не мог не выступить с критикой
Основная часть урока: работа с историческими источниками Работа в группах. Отвечаем на вопросы к документам.
Погружение в историю. А все началось с Петра I, с его Табели о рангах.
Заключительная часть урока. На основе ключевых фраз исторических источников учащиеся анализируют сцены из комедии.
Сопоставление исторического источника и литературного произведения. В чем же главное назначение литературы?
Просмотр эпизода комедии. В сцене «вранья Хлестакова» ярко отображено наблюдение из мемуаров Де Кюстина о нравственном облике чиновника.
Анализ явления «Мечты Анны Андреевны и городничего». Мы долго репетиро- вали…
Сцена объяснения Хлестакова. А мы еще и таланты…
Главный вывод урока. В обществе, где отсутствуют нравственность и гражданствен- ность,нет развития,застой. Смех – вот главный герой комедии.
Результаты урока: Высокая активность учащихся Умение применять полученные ранее знания Умение готовиться и работать самостоятельно, используя разные источники в т.ч. компьютерные программы. Умение сопоставлять и противопоставлять явления и факты. Проявление творческих способностей.