1 Элементы биологии в механике Авторы – составители: Сморгова Е.С. учитель физики Сморгова Е.С. учитель физики Трифонова Л.И. учитель биологии Трифонова Л.И. учитель биологии МОУ «СОШ 23» г Абакан г Абакан
2 цель курса Создание условий, при которых учащиеся найдут возможность использования интегрированных знаний физики и биологии.
3 Задачи курса Расширить знания по физике и биологии, поддерживать интерес изучению предметов Расширить знания по физике и биологии, поддерживать интерес изучению предметов Показать области применения этих знаний Показать области применения этих знаний Развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания, развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения Развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания, развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
4 Программа позволяет Рассмотреть основные направления и особенности связи школьных курсов физики и биологии Рассмотреть основные направления и особенности связи школьных курсов физики и биологии Знакомит с физическими методами исследования, которые находят широкое применение в биологии и медицине Знакомит с физическими методами исследования, которые находят широкое применение в биологии и медицине Способствуют формированию и развитию представлений о взаимосвязи явлений, единстве живого и неживого Способствуют формированию и развитию представлений о взаимосвязи явлений, единстве живого и неживого Направлена на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в области биофизики, а также зрелости в выборе профиля обучения Направлена на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в области биофизики, а также зрелости в выборе профиля обучения
5 Содержание программы I блок * Введение (1ч) * Движение и силы (4ч) Демонстрация приборов силометр, динамометр, видеофильма. Демонстрация приборов силометр, динамометр, видеофильма. * Работа. Мощность. Простые механизмы (4ч) Демонстрация д/ф «Скелет человека. Виды суставов», виды клиньев, когтей, зубов, колючек растений. Демонстрация д/ф «Скелет человека. Виды суставов», виды клиньев, когтей, зубов, колючек растений. Лабораторные работы: Определение работы сердца в покое и после физической нагрузки. Лабораторные работы: Определение работы сердца в покое и после физической нагрузки. Определение экономичности работы сердца. Определение экономичности работы сердца. Изготовление рычага живых механизмов (тычинка шалфея). Изготовление рычага живых механизмов (тычинка шалфея). II блок * Давление (3ч) * Демонстрация таблиц со следами птичьих лапок на грунте, д/ф «Работа сердца», аппаратов для измерения давления. Лабораторная работа: Измерение артериального давления. Лабораторная работа: Измерение артериального давления. * Механические волны (5ч) Демонстрация модели гортани, стетоскопа, фонендоскопа; грамзаписей с голосами животных, тонов сердца, таблиц. Демонстрация модели гортани, стетоскопа, фонендоскопа; грамзаписей с голосами животных, тонов сердца, таблиц. Лабораторная работа: Костная и воздушная проводимость звука. Бинауральный звук Лабораторная работа: Костная и воздушная проводимость звука. Бинауральный звук
6