Учитель технологии Крохина И.П. «О ВОЩИ. П РИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ » (5 КЛАСС ) МОУ «Парбигская средняя общеобразовательная школа» Бакчарского района Томской области
Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА Цели: Ознакомить с питательной ценностью салатов и винегрета. Научить их приготовлению. Рассказать о витаминах, содержащихся в используемых овощах. Познакомить с правилами первичной и тепловой обработки, с сохранением витаминов, нарезки и способами оформления готового блюда. Воспитательная задача. Воспитывать бережное отношение к продуктам. Развивающая задача. Развить творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группах.
П ОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА Каково значение блюд из яиц в питании? Какие блюда готовят из яиц? В чем заключается первичная обработка яиц? Как определить доброкачественность яиц?
К ЛАССИФИКАЦИЯ ОВОЩЕЙ ПО ГРУППАМ Группа овощейНазвание овощей, относящихся к данной группе КорнеплодыБрюква, свекла, морковь, репа. редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой КлубнеплодыКартофель, батат, земляной миндаль КапустаКапуста бело- и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская ТыквенныеОгурцы, тыква, кабачки, патиссоны БобовыеГорох, фасоль, бобы, соя, земляной орех ПасленовыеТоматы, баклажаны, перец сладкий ЛистовыеСалат, латук, кресс-салат ЛуковичныеЛук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батун ПряностиАнис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон
К АРТОФЕЛЬ Лежат в землянке вкривь и вкось- Ноги вместе, а головы врозь?
Л УК Он никогда и никого Не обижал на свете. Чего же плачут от него И взрослые и дети?
М ОРКОВЬ Есть красавица одна- И румяна и стройна; Хоть в землянке век живет, А большой от всех почет: Кто проходит близко- Кланяется низко.
К АПУСТА Расселась барышня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Т ОМАТ Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют.
П ЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ сортировка мойка очистка нарезка Важно! При первичной обработке очищенной картофель, оставленный без воды, быстро темнеет, поэтому при очистке картофель кладут в посуду с водой
Ф ОРМЫ НАРЕЗКИ ОВОЩЕЙ
Г ЛАВНОЕ ПРИ ОБРАБОТКЕ ОВОЩЕЙ - СОХРАНИТЬ ЦВЕТ И СОДЕРЖАНИЕ В НИХ ВИТАМИНОВ 1. При обработке овощей следует пользоваться ножом из нержавеющей стали, так как витамин С от соприкосновения с железом разрушается. 2. Чем свежее овощи, тем больше в них содержится витамина С. 3. Овощи следует очищать и нарезать непосредственно перед варкой или употреблением. 4. При длительном хранении в воде овощи теряют витамины, так при длительном хранении в воде картофель теряет часть крахмала и витамин С.
Салаты из овощей - вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе. Их делают из сырых и вареных овощей. Современный словарь толкует слово «салат» как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде. Таким образом, подчеркиваются две характерные особенности блюда: мелко нарезанные и холодные блюда. Первоначально под салатом понималось блюдо, состоящее исключительно из сырых листовых овощей и огородных трав. Разновидностью салата является винегрет. Его характерной особенностью является наличие свеклы, соленых огурцов и репчатого лука.
П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. П РИГОТОВЛЕНИЕ САЛАТОВ ИЗ ОВОЩЕЙ П РИГОТОВЛЕНИЕ САЛАТОВ ИЗ ОВОЩЕЙ
В АРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ САЛАТОВ
О ФОРМЛЕНИЕ ГОТОВЫХ БЛЮД Пчёлки 1. Срезать полоски кожуры поперёк редиски 2. Редиску нарезать кружочками 3. Сделать два неглубоких надреза для «крылышек» 4. Вставить в надрезы «крылья» 5. «Глаза» прикрепить капелькой майонеза
Б ОЖЬИ КОРОВКИ
З АКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. В чем заключается первичная обработка овощей? 2. Почему при обработке овощей нельзя пользоваться ножом из железа? 3. Почему нельзя соединять в салате теплые и холодные продукты?
Л ИТЕРАТУРА Бобунова И.В. «Технология. 5 класс: Поурочные планы» - Волгоград: Учитель, 2004г. Голондарева Н.Б. поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс. В.Д.Симоненко» - Волгоград: Учитель, АСТ,2005г. Скопцова М. «Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5 – 8 классов» – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,