«дее» (деяти, т.е делать) + причастие (т.е причастный) = причастный к действию деятель, действие
Что делает девочка? сидит и рисует основное действие глагол Девочка сидит на стуле и рисует.
добавочноедействие деепричастие ? Девочка рисует, сидя на стуле. основноедействие глагол
Х (Как? Что делая?)
деепричастие отвечает на вопросы как? что делая? что сделав? добавочное действие при основном основное действие – глагол относится к тому же слову, что и основное действие
сид+я сидеть ЧТО ДЕЛАЯ? сидя
Деепричастие совершенного вида (что сделав?) несовершенного вида (что делая?) -а- -я- -в- -вши- -ши-
Девочка рисует, сидя на стуле. рисует сидя сидя на стуле Х как? (примыкание) (управление) Х на чем?
Деепричастие -а- -я- -в- -вши- -ши- сов. в.несов. в. особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном Совмещает признаки наречия глагола вид вопрос что делая? что сделав? неизменяемость вопрос как?
Засыпав тропы и тропинки, Стирая свежие следы, На землю тихие снежинки Ложатся блестками слюды. Х Что сделав? Что делая? Сов.в. Несов.в.
По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают легкие ласки охотятся за мышами хорьки бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.,,
1.Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустила свой пушистый хвост. 2.Спокойно гуляют под деревьями тетерева оставляют на чистой скатерти снега красивые крестики своих следов. 3.Раскинул огромные крылья, всю ночь неслышно летал филин, высматривая добычу. 4.Под старой сосной вытянулась, греется на солнышке рысь.
Домашнее задание 1.Учить теорию на с ; 2. подобрать 8 предложений из художественной литературы о природе с деепричастиями, выделить суффиксы, определить вид