Предложения с чужой речью
Разминка Слова, вводящие прямую речь, называются… Слова, вводящие прямую речь, называются… Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Разговор двух, реже нескольких лиц. Разговор двух, реже нескольких лиц. Слова, обращенные к собеседнику. Слова, обращенные к собеседнику.
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения. Дословная выдержка из какого- либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Дословная выдержка из какого- либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь? Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь? Разминка
Разминка Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное? Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное? Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи? Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи? Назовите способы передачи чужой речи. Назовите способы передачи чужой речи.
Способы передачи чужой речи Группа А Определите способ передачи чужой речи. Определите способ передачи чужой речи. «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг», - советовал К.Г. Паустовский. «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг», - советовал К.Г. Паустовский. М. Горький писал, что книга научит уважать человека и самих себя. М. Горький писал, что книга научит уважать человека и самих себя. Учитель говорил нам о роли книг в жизни человека. Учитель говорил нам о роли книг в жизни человека. Группа В Передайте чужую речь разными способами. Передайте чужую речь разными способами. «По кругу чтения можно определить человека». «По кругу чтения можно определить человека».
Предложения с прямой речью Группа А Расставьте знаки препинания. 1. Где же крепость спросил я ямщика. 2. Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкой Хорош(?) у тебя лазарет. 3. Если бы у меня был табун в тысячу кобыл сказал Азамат я отдал бы его за твоего Карагеза. 4. Ты бредишь слепой сказала она я (ни)чего не вижу. Группа В Запишите предложения, поставив слова автора в середине прямой речи. 1. Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. (писал А.С. Пушкин) 2. Василиса Егоровна прехрабрая дама. Иван Кузмич может это засвидетельствовать. (заметил важно Швабрин) 3. А почему ехать вправо? Где ты видишь дорогу? (спросил ямщик с неудовольствием)
Предложения с косвенной речью Группа А Группа А Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной. 1. «Славная песня, сват», - сказал винокур. 2. «И все-таки на деньги играть не надо», - задумчиво сказала Лидия Михайловна. Группа В Группа В Замените косвенную речь прямой, усиливая экспрессивность речи междометиями, вводными словами, обращениями и т.д. Замените косвенную речь прямой, усиливая экспрессивность речи междометиями, вводными словами, обращениями и т.д. 1. Отец восхищенно крикнул, что они молодцы и что сегодня все будут веселиться. 2. Покраснев еще сильнее, она сказала, что Филька говорит глупости.
Способы цитирования Назовите способы цитирования. В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». О языке комедии «Горе от ума» А.С. Пушкин писал:»О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы». О языке комедии «Горе от ума» А.С. Пушкин писал:»О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы».
Способы цитирования По словам Д.С. Лихачева, «у человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно». По словам Д.С. Лихачева, «у человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно». С.Я. Маршак писал, что «литературе нужны так же талантливые читатели, как и талантливые писатели». С.Я. Маршак писал, что «литературе нужны так же талантливые читатели, как и талантливые писатели».
Итоговая работа Книга поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Книга поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. М. Горький Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. М. Горький Группа А: введите цитаты в предложения разными способами. Группа В: напишите небольшое эссе о роли книг (литературы), включите цитату известным способом.
Итог урока Что в работе для вас было самым сложным и самым интересным? Что в работе для вас было самым сложным и самым интересным? Что еще нужно повторить? Что еще нужно повторить? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Узнали ли вы строки из изученных произведений? Назовите их. Узнали ли вы строки из изученных произведений? Назовите их. Какую строчку, мысль вы уносите с собой? Какую строчку, мысль вы уносите с собой?
Домашнее задание На выбор: Выписать из художественного произведения отрывок с диалогом, объяснить знаки препинания. Выписать из художественного произведения отрывок с диалогом, объяснить знаки препинания. Упражнение 576. Упражнение 576.