«Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению». «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг». И. Сонер. Горбовская И.М., учитель-дефектолог Злобина Е.В., учитель-логопед Бухарова М.Ю., педагог-психолог МДОУ «Детский сад компенсирующего вида 5» г.Усолье-Сибирское
Компоненты школьной зрелости: интеллектуальный, личностный, эмоционально-волевой, нейропсихологический (по Цветковой Л.С.).
Низкий уровень интеллектуальной и речевой активности; Скудный запас знаний об окружающей действительности; Не выражен интерес к учебной деятельности. Запоминание механическое. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР:
Нейропсихологический подход позволяет: Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
Методы нейропсихологической коррекции при подготовке к школе детей с задержкой психического развития
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Массаж стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.
Движения тела и пальцев при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
Коммуникативные упражнения Индивидуальные - направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом. Парные - способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Когнитивные упражнения способствуют развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.
Упражнения по визуализации и релаксации Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Методы нейропсихологической коррекции при подготовке к школе детей с задержкой психического развития способствовали : Повышению потенциального энергетического уровня у детей. Расширению круга представлений детей о собственном теле. Развитию памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, речи. Снижению психомоторной напряженности.
«Пусть твои ладони закроют дрожащую от неуверенности и огорчения руку ребенка. Пусть твои глаза прольют слезу сострадания, видя страдания плачущего ребенка. Пусть твоя душа станет пристанищем для его оскорбленных чувств. Только тогда в тебе откроется тайна воспитания, дар воспитателя, откроется суть И.Г.Песталоцци.» Ш.А.Амонашвили Творческих успехов, Уважаемые коллеги!