Цели урока: -обобщить полученные знания, расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально- выразительной роли частей речи; -развивать навыки морфологического, фонетического, морфемного, лексического анализа; - воспитание интереса к русскому языку, к изобразительному искусству, поэзии. Урок-путешествие по стране Морфология (повторение и обобщение изученного материала)
СХЕМА –маршрут по стране МОРФОЛОГИЯ Части речи самостоятельные местоимение Имя числительное Имя существительное Имя прилагательное Служебные союз частица предлог междометие глагол наречие деепричастие причастие категория состояния таможня
ТИПЫ СКЛОНЕНИЙ 1 скл.2 скл.3 скл.разносклнескл. Заполните таблицу, приведенными ниже примерами: Карта, радость, имя, какао, астра, символ, кафе, стремя, мышь, море, школа, окно, пальто, темя, брошь. ТИПЫ СКЛОНЕНИЙ 1 скл.2 скл.3 скл.разносклнескл.
Разряды имен прилагательных качественные относительные притяжательные хороший ответ громкий голос далекий свет павлиний хвост бабушкина сказка птичье перо каменный утес деревянная ложка ситцевый платок
Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело…далече…мимо… Сердце остыло, и выцвели очи… Синее счастье! Лунные ночи! С.А. Есенин
Помнишь, как бывало, какой- нибудь прохожий спрашивал у нас, пастушат, в степи: «Куда эта дорога ведет?» Слышишь – ведет? Да и нам не терпелось знать о нашей дороге больше. Куда она? Откуда? Где ее начало? Где будет конец? Нет, дорога – это все-таки жизнь… Дорога таит в себе некую тайну и величие О.Гончар ГЛАГОЛ Определить у глаголов -вид, переходность, спряжение; -Время, лицо, число, наклонение, род (если можно)
Орфоэпическая разминка закупорить заплесневеть солгала кашлянуть облегчит баловать звонит закУпорить заплЕсневеть солгалА кАшлянуть облегчИт баловАть звонИт
Спишите предложения, расставив знаки препинания; деепричастия и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения, обозначьте вид. Льды растаяв становятся синью в реке. Птицы взлетая становятся стаей упругой. Люди рождаясь кричат на одном языке заклиная взрослых людей понимать друг друга. Р.Рождественский
В. Перов. «Тройка»
Найдите в предложениях категорию состояния, надписать, что обозначает данное слово (душевное состояние, состояние природы, физическое состояние): Мне грустно. Радостно на сердце в солнечный зимний день. В походе нам было очень весело. Хорошо в лесу! Больному очень плохо. На душе так легко. Тебе должно быть стыдно! Малышу было жалко щенка. Котенок жалобно мяукал. В лесу было темно и сыро. Сегодня на улице пасмурно.
Распределите предлоги в два столбика: производные и непроизводные: Из-за, ввиду, благодаря, по-над, около, спустя, вдоль, через, над, по мере, после, вопреки, в продолжение, исключая, сверх, навстречу, в течение, вследствие, согласно, для, с, про, вокруг, среди, вместо, вне, наподобие, вблизи, поверх, при, по.
союзы [ ], ( потому что…). [ ], и [ ].
Ах!У-у! Ой! Ай-ай! Мяу!