Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9 Учитель русского языка и литературы МОУ «Смоленская СОШ 2» Казакова Елена Геннадьевна
Компетенции учащихся при написании изложения и сочинения Лингвистическая компетентность – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм. Коммуникативная компетентность-владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Сжатое изложение (С1.) и сочинение- рассуждение (С2.1. и С2.2.) Имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать информацию прослушанного и прочитанного текста, использовать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте в качестве аргумента.
Сжатое изложение (С1.) Сжатое изложение -это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.
Основные умения при написании сжатого изложения Умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте. Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное. Умение письменно передавать обработанную информацию.
Схема работы над сжатым изложением Определите тему (о чем?) и основную мысль(идею) текста. Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея). Установите причинно-следственные связи в содержании текста. Определите, к какому типу речи относится текст(описание, повествование, рассуждение), и сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.
Схема работы над сжатым изложением Разделите текст на композиционные и смысловые части. Выделите все основные микротемы. В каждой микротеме выделите главную и второстепенную информацию. Начинайте работу по сжиманию текста. Примените различные приемы сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение), исключив второстепенную информацию.
Схема работы над сжатым изложением Постарайтесь сохранить особенности языка данного текста и сохранить их в изложении. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Напишите черновик изложения, затем перепишите в чистовик.
Приемы сжатия текста Исключение второстепенной информации(подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.). Опрощение синтаксических конструкций. Обобщение единичных явлений и фактов, перевод частного в общее.
Языковые приемы исключения Исключение повторов; Исключение фрагмента предложения; Исключение одного или нескольких синонимов.
Языковые приемы опрощения Слияние нескольких предложений в одно.
Языковые приемы обобщения Замена однородных членов обобщающим наименованием; Замена фрагмента предложения синонимичным выражением; Замена предложения или его части указательным местоимением; Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; Замена СПП простым.
Методика проведения изложения Первое чтение текста 10 минут Осмысление прочитанного текста 5 минут Второе чтение текста 10 минут Написание сжатого изложения 75 минут Итого : 100 минут За 30 минут до завершения работы учащиеся могут воспользоваться словарями.
Критерии оценивания сжатого изложения ИК 1 Содержание изложения. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0
Критерии оценивания сжатого изложения ИК 2 Сжатие исходного текста. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал их для сжатия 3 микротем текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его на протяжении всего текста. 3
Критерии оценивания сжатого изложения Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста. 2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его для сжатия 2 микротем текста. 1
Критерии оценивания сжатого изложения Экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия текста (исключение, опрощение, обобщение) и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста, или экзаменуемый неправильно использовал приемы сжатия текста и исказил авторский замысел. 0
Критерии оценивания сжатого изложения ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Критерии оценивания сжатого изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/ или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
Критерии оценивания сжатого изложения В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/ или имеются 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7
Сочинение-рассуждение (С2.1. и С2.2.) сочинение-рассуждение на лингвистическую по прочитанному тему тексту
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1.) это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова.
Цель написания сочинения Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.(«Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?» и т.д.). Язык нужен для живой жизни – вот основополагающий принцип.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано в общекультурном плане; с философской точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.
Структура сочинения-рассуждения 1. Тезис - положение, которое надо доказать. 2. Аргументы – доказательства. 3. Выводы – общий итог.
Структура сочинения-рассуждения Тезис- главная мысль текста, главное утверждение, которое выступающий старается обосновать. Чтобы выделить тезис из высказывания, надо: 1. Прочитать текст и разделить его на структурные части (часто эти части помогают выделить абзацы); 2. Выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса); 3. Соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком. Выделение тезисов поможет правильно составить план текста.
Структура сочинения-рассуждения Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование( но чрезмерно не увлекаться!).
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему С1К1Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. 0
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему С1К2Наличие примеров- аргументов. Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привел 2 примера, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привел 1 пример из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления. 1
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему Экзаменуемый привел 1-2 примера из текста, не соответствующих обоснованиям, или экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привел ни одного примера, иллюстрирующего функции языкового явления. 0
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему С1К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или -в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. 0
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему С1К4Композиционная стройность работы. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1-С1К4. 7
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2.) Направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки (!!!).
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2.) это ответ на вопрос, предполагающий некий сформировавшийся уровень жизненных обобщений, нравственную зрелость, дающий большую свободу в подборе аргументов и дающий возможность выразить свои моральные убеждения.
Основные умения при написании сочинения-рассуждения Понимать основную мыслю, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты; Адекватно передать ее в собственном письменном высказывании; Логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходного текста.
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста С2К1Понимание смысла фрагмента текста. Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 2 Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 1 Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента, или экзаменуемый допустил 2 или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. 0
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста С2К2Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привел из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 2 Экзаменуемый привел из текста 1 пример-аргумент, который соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. Экзаменуемый не привел ни одного примера- аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привел в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или ее часть, или экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста. 1010
Критерии оценивания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста С2К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Оценивается так же, как и в изложении и сочинении- рассуждении на лингвистическую тему. С2К4 Композиционная стройность работы. Оценивается так же, как и в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1-С2К4. 7
Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Грамотность и фактическая точность речи оценивается при проверке изложения и сочинения в целом : суммируются ошибки, сделанные в изложении и сочинении. Учитываются грубые и негрубые, однотипные и неоднотипные ошибки.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого ГК1Соблюдение орфографических норм. Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки. 2 Допущены 2 ошибки. 1 Допущены 3 ошибки и более. 0 ГК2Соблюдение пунктуационных норм. Допущено не более 2 ошибок. 2 Допущены 3 ошибки. 1 Допущены 4 ошибки и более. 0
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого ГК3Соблюдение грамматических норм. Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка. 2 Допущены 2 ошибки. 1 Допущены 3 ошибки и более. 0 ГК4Соблюдение речевых норм. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. 2 Допущены 3 ошибки. 1 Допущены 4 ошибки и более. 0
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого ФК1Фактическая точность сочинения- рассуждения. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2 Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. 1 Допущены 2 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов. 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1-ГК4, ФК1. 10
Владение речью связано с развитием мыслительной деятельности, поэтому важно, начиная с 14 лет формировать учебные компетенции школьников.